Закрыть рекламу ×

Восстанавливаем КБМ: руководство к действию

Бесплатная консультация юриста: +7 (499) 110-58-24 (МСК), +7 (812) 603-45-08 (СПБ), +8 (800) 550-71-95 (Федеральный)
Время чтения: 6 минут

Стоимость автогражданки ежегодно волнует сотни тысяч российских автолюбителей. Это величина переменная, хотя и включает установленные государством базовые ставки. Закон об обязательном страховании (ФЗ№40-ФЗ от 25.04.02) определяет семь коэффициентов, влияющих на стоимость полиса. Весьма значимым в плане снижения цены является бонус-малус. Поэтому важно знать, как восстановить КБМ в случае его «обнуления» и как он учитывается.

Что представляет собой КБМ

КБМ по ОСАГОВ переводе с латыни бонус-малус означает хороший-плохой. Можно догадаться, что речь идет о профессиональной характеристике управляющего транспортным средством (ТС) лица. В страховом бизнесе принята система тарифных коэффициентов, с помощью которых водителя стимулируют к снижению числа страховых случаев. Чем меньше аварий, тем лучше. Это не скидка в прямом смысле слова, но работает по похожему принципу.

Каждая СК определяет собственную стоимость полиса в границах базового тарифа, который зависит от типа ТС и статуса владельца. Конкретные цифры можно найти в Указании Банка России №3604-У от 20.03.15 г. Информация о заключенных договорах обязательно вносится в АИС и используется для получения сведений о предыдущем периоде страхования. Так страховщики контролируют, насколько аккуратно ездит водитель, а при заключении следующего договора поощряют снижением КБМ.

Фактическое уменьшение стоимости ОСАГО может составить до 5% за каждый безаварийный год, но не более половины цены полиса.

К тому же в ПДД введено понятие «опасное вождение», и страховщики этим пользуются для перерасчета коэффициента.

Причины утери КМБ

Понижающий коэффициент может менять свое значение (и не всегда выгодно для водителей). А произойти это может по следующим причинам:

  •  Замена водительского удостоверения (ВУ). Если удостоверение менялось в период страхования, сотрудники СК могли не внести в базу АИС номер прежнего. Водитель должен был об этом известить страховщика, а если нет – автоматически получает КБМ, равный единице.
  • Ошибки при внесении в базу данных РСА. В этом случае КБМ тоже будет базовым.
  • Ликвидация СК. Данные могут не попасть в базу и по этой причине. Дело в том, что информация вносится в конце года страховщиками, а не РСА.
  • Прерывание страхового стажа более чем на год. Полис должен обновляться ежегодно. Если этого не происходит или выявляются нарушения договора, СК по собственной инициативе назначает самый невыгодный коэффициент.

Когда изменение КБМ – не ошибка

Рассчитать стоимость полисаДля водителей определено всего 15 классов страхования, четыре из которых способны поднять стоимость полиса. Изменение коэффициента в меньшую сторону ошибкой не считается, если:

  • СК не располагает данными о предыдущей страховой истории. Водителю будет присвоен третий класс (КБМ=1);
  • полис ограничен по числу водителей. В этом случае общий КБМ полиса определяется по водителю с наименьшим классом страхования;
  • предыдущий договор не предусматривал лимит по числу водителей, а новый заключен с ограничением. Страховщик обязан присвоить собственнику ТС понижающий КБМ, даже если страховых выплат не было;
  • оформляется договор с неограниченным числом допущенных к управлению лиц. КБМ определяется по последнему договору ОСАГО и сохраняется только при использовании того же ТС;
  • водитель был признан виновником ДТП.

Кроме того, досрочное расторжение страхового договора лишает скидки за оставшийся период. При покупке нового полиса применяется КБМ, использовавшийся при оформлении прежнего.

Как узнать, когда изменился КБМ

С 1 декабря 2015 года в автоматизированной информационной системе РСА можно самостоятельно получить информацию о значении своего КБМ. Обращение в СК по-прежнему позволяет узнать историю трансформации коэффициента – сегодня это доступно на официальных сайтах. При этом важно точно определить точку отсчета – полис, с которого расчет пошел неправильно. Для этого нужно сделать несколько запросов КБМ и выяснить, когда и кем он менялся в последние годы, желательно по месяцам. Работы будет меньше, если под рукой окажутся старые полисы.

Историю поиска рекомендуется сохранить, ведь она может понадобиться для составления жалобы на страховщика. Сложно ничего нет, если не считать борьбу за восстановление справедливости. Понятно, что заниматься этим есть смысл, если КБМ действительно изменен ошибочно или незаконно. А начинать нужно со сбора необходимых бумаг.

Документы для восстановления коэффициента

Написание заявления

СК потребует следующие документы и их копии:

  • заявление;
  • гражданский паспорт;
  • водительское удостоверение;
  • оформленные ранее полисы.

Если старых полисов нет, придется заказать копии. Для этого нужно обратиться к страховщику. Отказать компания не имеет права, документ бесплатно оформляется примерно за 5 дней.

Для обращения в СК, совершившую ошибку, необходимо дополнительно предоставить сканы поисковых страниц на сайте РСА. В жалобе следует указать действующий полис, ВУ, причину обращения, отметить, что старый полис утрачен, и попросить восстановить утраченный класс и коэффициент.

Как восстановить КБМ

Восстановление коэффициента бонус-малус начинается с составления и подачи заявления в СК. Если обращение не имеет эффекта, подается жалоба в РСА, а когда и это не дает результата, искать справедливости придется в Центробанке РФ.

В принципе, разобраться со страховщиком могут в Обществе защиты потребителей, Роспотребнадзоре или ФАС, но это крайние меры. Если СК перестала существовать, помочь бесплатно восстановить класс могут только в РСА и ЦБ.

В страховой компании

Сегодня можно подать  заявление в страховую компанию о восстановлении КБМ не только в  письменной форме, но и онлайн. Как правило, на сайте почти каждой СК есть форма обратной связи.

Запрос на восстановление оформляется в двух экземплярах, на одном из которых желательно поставить отметку о получении – с датой и подписью страховщика. Документ составляется на имя руководителя СК в свободной форме, но обязательно с указанием:

  • полного наименования компании;
  • Ф.И.О., адреса, телефона водителя;
  • серии и номера ВУ;
  • серии, номер полиса, даты заключения текущего договора;
  • данных предыдущего полиса;
  • подписи заявителя и даты составления запроса.

В основной части должна излагаться суть вопроса и сама просьба. К запросу прилагаются копии или сканы собранных документов. Можно попросить вернуть средства в указанном размере по предоставленным реквизитам. Заполненный образец заявления на пересмотр представлен ниже.

Образец заявления на пересмотр

На рассмотрение материалов и подготовку развернутого ответа СК отводится 30 дней. Восстановление КБМ до фактического уровня осуществляется обычно за 15 суток. Если страхователь не согласен с ответом СК, он имеет право обратиться в РСА.

С помощью РСА

Обратиться в Российский союз автомобилистов с просьбой пересчитать скидку по ОСАГО тоже можно в письменной или электронной форме. В первом случае запрос направляется на адрес, указанный на портале ресурса: 115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3. Можно воспользоваться электронной почтой: request@autoins.ru. Письмо рассматривается 3 месяца, а отправка заявления через официальный сайт РСА позволяет существенно ускорить процесс.

В заявлении требуется указать практически те же сведения, что и для СК, и приложить те же документы (чит. выше), но желательно добавить справки, подтверждающие убытки при страховании. Бланк доступен для загрузки на сайте организации, но можно обойтись и без него. Образец документа представлен ниже.

Образец документа

До подачи заявки рекомендуется проконсультироваться по данному вопросу и поинтересоваться, как изменить коэффициент КБМ, в службе поддержки. Звонок по телефону 8-800-200-22-75 бесплатный.

Через Центробанк

Отправить заявление в Центробанк лучше всего заказным письмом с уведомлением о вручении. Так можно быть уверенным, что бумага дошла до адресата и вопрос будет рассмотрен. Можно послать документ и по электронной почте, но ждать ответа придется долго.

Подать жалобу в Центробанк также доступно онлайн. На официальном сайте есть специальная форма, в которую нужно вписать название страховой компании, дату обращения и регион проживания. Чтобы повысить свой КБМ, важно подробно описать проблему, указать названия и номера прилагаемых документов, в том числе заявления на восстановление скидки, которое было отправлено в СК. Также нужно представить сканы документов. Обращение должно выглядеть примерно так:

Через Центробанк

Однако исправление КБМ через интернет в Центробанке также не предусмотрено. ЦБ будет напрямую контактировать со страховщиком. Это может занять до 10 дней.

На email отправителя поступит автоматическое уведомление о получении жалобы. По окончании проверки на электронную почту заявителя придет письмо с результатом, и в случае подтверждения ошибки данные в базе АИС будут исправлены.

Если и этот вариант решения проблемы не поможет, останется обращение в суд. Вообще-то, стоит учесть, что Центробанк непосредственно не занимается КБМ, а лишь контролирует деятельность СК. Если скидка пропала законно, жалобу направлять в ЦБ не следует.

Возврат переплаты после восстановления КБМ

Чтобы вернуть переплату за полис ОСАГО после восстановления КБМ, следует обратиться в СК с заявлением. Специально установленной формы нет, но документ обязательно должен содержать следующую информацию:

  • Ф.И.О. заявителя;
  • причину обращения;
  • просьбу о возврате переплаты;
  • переплаченную сумму (либо просьбу сделать пересчет);
  • способ перечисления и реквизиты;
  • дату и подпись.

К заявке необходимо приложить копии ВУ, паспорта и оригинал уведомления РСА о восстановлении КМБ или письменно оформленного решения страховщика. Деньги должны поступить на указанный в заявлении счет в течение 14 дней.

Кстати, узнать класс страхования, отправить заявление, исправить онлайн КБМ и получить переплату можно также с помощью специализированного сервиса https://kbm-osago.ru.

Заключение

Итак, подведем итоги:

  1. Возврат скидки на страховку – не такое простое дело.
  2. Старые полисы необходимо сохранять.
  3. Переплаченные за полис деньги можно вернуть.
  4. Контролировать КБМ и самому вернуть баллы, потерянные страховой компанией, возможно.

Класс водителей по ОСАГО. Коэффициент Бонус-Малус (КБМ) на сайте РСА: Видео

(Пока оценок нет)
Загрузка...
Добавить комментарий