...

Отменят ли ОСАГО в России в 2023 году

Время чтения: 6 минут

Законодательные трансформации от законотворцев – необходимая и своевременная реакция на события и тенденции, отмеченные в стране. Однако даже быстрое реагирование не всегда приводит к желаемым результатам. Обязательная система страхования гражданской ответственности все еще далека от совершенства, и об этом свидетельствует реакция законопослушных граждан, выражающие недовольство сложившимся положением. Отмена ОСАГО в 2023 году – одно из трех основных предложений, внесенных во второй декаде января 2023 на закрытом собрании ГД.

Сложившаяся ситуация

РСА неоднократно утверждала, что повышение тарифов по ОСАГО – жизненно необходимая мера, которая может компенсировать издержки страховых компаний. Увеличение тарифного коридора стало ответом на этот крик о помощи, однако теперь обнаружилось, что, вслед за улучшением положения страховых компаний, ухудшилось положение их клиентов.

Автолюбители и водители стали открыто выражать недовольство сложившимся положением. Члены думских комитетов и представители фракций акцентировали внимание законодателей на этом аспекте, результатом стало закрытое собрание, проведенное 19.01.2023, на котором обсуждались назревшие проблемы и актуальные вопросы страхования.

Интересно! Что грозит за неуплату штрафов ГИБДД

В России отмечен рост недовольства водителей системой обязательного страхования, ее тарифами, условиями и получаемой эффективностью:

  1. Проблема запчастей к авто, обострившаяся на фоне начала СВО и введения Западом многочисленных пакетов санкций, усугубилась, на рынке отмечена значительная нехватка комплектующих. Затягивающиеся до абсурда сроки ремонта по ОСАГО – это полбеды, но водители, которым починка ТС нужна в ускоренном режиме, вынуждены оплачивать ее из собственного кармана и недоумевают, зачем они платят за полис.
  2. Рост тарифов на фоне фактического невыполнения обязательств особенно сильно отразился на начинающих карьеру водителя, владельцев авто с высоким КБМ, таксистах. Нововведения сделали практически невозможным для них страхование в виртуальной реальности. А ведь оно планировалось, как облегчение процесса автострахования, устранение бюрократических препон в режиме офлайн.
  3. Расширение тарифного коридора больно отразилось на бюджете автолюбителя, отмечено, что никто не использует нижнюю границу, зато в некоторых случаях расценки увеличились в два и более раза.

Комментарий эксперта! М. Филиппов, медиа-эксперт, автовладелец: «Могу с уважением отметить, что заседание в ГД созвано по инициативе депутатов, с пониманием рассматривающих ситуацию, сложившуюся для автовладельцев, вынужденных оплачивать услуги, которые по факту не оказываются. Волна штрафов, которая ожидается в этом году в связи с автоматической фиксацией авто без полисов, существенное подорожание – все это реалии для тех, кто вынужден самостоятельно оплачивать решение своих проблем и при этом платить за ОСАГО».

Озвученные мнения

Временная отмена ОСАГО в 2023 году, как вариант разрешения проблемы, была озвучена в СМИ еще до проведения закрытого заседания. Причиной введения моратория на обязательное приобретение страхового полиса, объявлено невыполнение обязательств компаниями, которые получают за это деньги:

  1. К. Кабанов, член Совета по правам человека, глава НАК, сообщил о многочисленных случаях отказа автомобилистам в проведении страховых выплат на ремонт автомобиля. Обязательность выплат не стала основанием для ответного шага- выполнения взятых обязательств. В этом случае непонятно, за что страховщикам перечисляются средства. А это значит, что необходимо введение временного моратория и поправок, предусматривающих отмену наказания за отсутствие полиса.
  2. Я. Нилов, депутат ГД в этом вопросе выражает полное согласие с К. Кабановым. Он уверен, что положение, в котором ответственность перекладывается страховщиками на плечи автовладельцев – в корне неправильное. Получается, что у членов РСА есть права, а у их клиентов они отобраны. В договоре, заключаемом в правовом государстве, обе стороны имеют права и обязанности, но в данном случае они разделены неправильно: у водителей ТС нет прав, а у страховщиков налицо отсутствие обязанностей. Положение, по мнению депутата, нуждается в обсуждении и принятии мер для выравнивания этой ситуации.
  3. Сенатор А. Клишас выразил уверенность, что должны быть меры, которые заставят страховые компании выполнять обязательства. Если они не будут найдены, страховщики рискуют оказаться без доходов, что в общем, нежелательно. Поэтому в Совфеде планировалось заняться обсуждением животрепещущего вопроса уже в начале сессии.

Отмена обязательного полиса, как временная мера, актуальна, и с точки зрения статистики:  по данным на конец истекшего года, компенсация ремонтом ненамного выше нулевой отметки. У страховых компаний выход из этой ситуации рассматривается только в одном варианте: нужно еще поднимать и без того достаточно ощутимые расценки. В качестве аргумента они приводят практические аспекты: необходимость водителям заниматься самостоятельным ремонтом и взимать деньги с виновника аварии. Судя по сложившейся ситуации, ремонт уже и так находится в компетенции водителей, даже несмотря на разрешение использовать в восстановлении запчасти с разборки.

Интересно! Зачем нужно проверять автомобиль по госномеру

Основные предложения

Реформа ОСАГО, как назревшая необходимость, нашла площадку для обсуждения. Депутаты ГД увидели три пути, по которым можно найти продвижение и примирение договорных сторон:

  • применение б/у запчастей в ремонте по ОСАГО;
  • увеличение сроков проведения ремонтных работ в 2 раза (для предотвращения убытков у страховых компаний, не успевающих укладываться в сроки из-за дефицита деталей);
  • рост выплат по ОСАГО, на том основании, что они не менялись уже 9 лет.

Пока инициативная группа, разрабатывающая поправки в законе об ОСАГО, работает, эксперты в СМИ отмечают, что увеличение лимита выплат по нанесению ущерба здоровью и авто (соответственно, 500 и 400 тыс. руб.) приведет к очередному подорожанию полиса, причем, для каждого автомобилиста, как минимум, на тысячу рублей.

К. Кабанов выразил удивление поведением и беспринципностью страховых компаний, которые, отчитываясь о сведении к нулевому показателю страхового ремонта, продолжают говорить о необходимости повышения тарифов.

Что в реальности

Заседание было проведено, как и планировалось, 19 января 2023. В нем принимали участие депутаты профильных комитетов, РСА и Центробанка России (как известно, регулятора и страхового рынка тоже). Основной проблемой был назван дефицит запчастей. Приведенные выше предложения одобрили, тем более что они разработаны представителями РСА. На 20. 01 было известно (несмотря, на то, что представителей прессы не пустили на закрытое заседание), что они не одобрены ЦБ России.

А. Аксаков, глава комитета ГД по финансовому рынку, выразил уверенность в необходимости увеличения выплат по автогражданки: запчасти подорожали, как и автомобили, значит, просчитав вероятные риски, можно увеличивать и выплаты страховщикам.

Е. Уфимцев, президент РСА, и озвучил цифру в тысячу рублей на каждого водителя, если увеличивать лимиты выплат. В рабочую группу для внесения поправок в действующий закон, в Госдуме вошли не только депутаты, но и представители Минфина, Центробанка, Минпромторга и, конечно же, РСА.

Ужесточители

Глава НАК, К. Кабанов, высказал идею, которая была поддержана некоторыми законодателями, но море сторонников не набрала. Введение хотя бы частичного моратория, для легковых автомобилей, находящихся во владении у частников, средней ценовой категории, не встретило особенного одобрения. Если не рассматривать версию о лоббировании интересов РСА, из-за принадлежности к этому прибыльному бизнесу, и не подходить к проблеме так, как она представляется логичной (клиент не должен платить предоставляющему услуги, если они не оказываются), надежды на мораторий мизерны.

Ниже приведены высказывания и факты, указывающие не на разрешение ситуации, а на ее обострение.

Автоэксперт Р. Гуляев, давая интервью на профильных порталах уверен, что, вычисление автомобилистов по камерам, с целью назначения штрафа – мера, прекрасно защищающая водителей от непродуманных поступков, а страховую компанию – от необоснованных отказов в выплате возмещения. Другие отчетливые тенденции:

  1. В Законодательном собрании Санкт-Петербурга два депутата – А. Мельникова @ И. Высоцкий, выдвинули предложение об усилении ответственности автовладельца за езду без полиса ОСАГО: с 800 руб. до 3 и 5 тысяч, по ситуации. Основанием для роста штрафа стало отсутствие его увеличения с 2013.
  2. Депутат ГД А. Аксаков, был намерен решать проблему исключительно в правовом поле, направив запросы в РСА и ЦБ.
  3. В центральных СМИ продвигается тенденция о невозможности отказаться от автострахования, поскольку члены РСА лишатся доходов, автолюбители – защиты и возмещение расходов на ремонт. Наступит полная анархия.

Даже известная населению фракция «Справедливая Россия» не предлагает отменять страховку, депутаты выразили уверенность, что компании – члены РСА должны выплачивать больше денег от полученной прибыли в качестве страхового возмещения, но не заикнулись об отмене полиса ОСАГО. И это при том, что в ноябре прошлого года группа депутатов от этой фракции обращалась к Генеральному прокурору с просьбой о проверке эффективности работы компаний (в соотношении по полученным деньгам и общей сумме средств, выплаченных клиентам).

Введения моратория на полис ОСАГО, даже для ограниченных категорий автомобилистов, вряд ли стоит ожидать. Страховые компании – это мощный сегмент экономики, предложение об отмене полиса гражданского страхования, даже на время, пока не рассматривалось.

[rBlock name=after_post return=1]
Добавить комментарий

Яндекс.Метрика Adblock
detector