Закрыть рекламу ×

Если размер выплат по КАСКО не устраивает: претензия к страховой компании в 2019 году

Время чтения: 6 минут

Страховка, даже универсальная и дорогая, не всегда удовлетворяет страхователя по факту. Страховщики иногда не выполняют взятых на себя обязательств, и с этим приходится бороться. Претензия в страховую компанию по КАСКО позволяет владельцу застрахованного транспортного средства (ТС) востребовать свое по договору, не доводя дело до судебного разбирательства. Это эффективный правовой инструмент воздействия на страховщика в рамках досудебного урегулирования споров.

В чем суть полиса КАСКО

В чем суть полиса КАСКООтветить на вопрос, что такое КАСКО, довольно просто. Слово заимствовано из испанского и голландского языков. В одном переводе означает «шлем», а в другом – «корпус». И в том и другом случае символизирует надежную защиту и максимум покрытия.

Для облегчения понимания у нас используется аббревиатурная расшифровка, означающая комплексное автострахование, кроме ответственности. Такое определение полностью соответствует смыслу и задачам КАСКО. Этот полис покрывает максимум рисков, но только в отношении застрахованного имущества. Причем страховым случаем может признаваться не только дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Даже если страхователь признается виновником, он не несет ответственности перед третьими лицами.

Также важно понимать, что это добровольный вид страхования, который регулируется Законом «Об организации страхового дела» № 4015-1 от 27.11.92 г. Договор по КАСКО не регламентируется государством, и такая страховка обходится клиенту дороже.

Что означает претензия, направленная в СК

В юриспруденции под претензией подразумевается документ, содержащий требование к должнику выполнить долговые обязательства по заключенному договору. Гарантией соблюдения прав страховщика по факту неисполнения обязательств страховой компанией (СК) является страховой договор.

Претензия считается первичным документом, необходимым для инициации судебного разбирательства спорных вопросов между участниками договора.

Получив претензию, руководитель страховой организации часто решает спор в пользу страхователя. Клиент при неудовлетворении его претензионного требования имеет право обратиться в суд.

Когда подают претензию на страховщика

КАСКО является добровольным страхованием. Это значит, что при заключении договоров СК пользуются собственными правилами. В конечном итоге это иногда выливается в разночтения и разногласия между участниками договора. Спорные вопросы в досудебном порядке пытаются решить с помощью претензии. Как правило, она используется в случае:

  • игнорирования заявления страхователя;
  • занижения страховых сумм;
  • затягивания сроков выплат;
  • утраты товарной стоимости авто;
  • некачественного ремонта ТС;
  • отказа в выплатах;
  • некорректного проведения или непринятия результатов экспертизы.

Занижение размеров выплат

Занижение размеров выплатВыплаты составляют значительную часть расходов СК. Понятно, что страховщики в них не заинтересованы. Менеджеры СК ищут пути для уменьшения издержек. Как правило, снижение размеров страховой выплаты возможно за счет:

  • учета амортизационного износа машины при расчете стоимости ремонта;
  • учета остаточной стоимости при признании полной конструктивной гибели ТС;
  • умышленных действий сотрудников СК.

Конечно, страхователю невыгодно соглашаться с оценкой страховщика. В этом случае принимается решение провести независимую экспертизу. Затем подается претензия к руководству.

Затягивание сроков

Сроки принятия решения о признании происшествия страховым случаем, проведения экспертной оценки повреждений ТС и осуществления выплат или ремонта должны указываться в страховом договоре. Если этого не сделано, страховщик будет руководствоваться только своими интересами.

Наши законы не устанавливают предельные сроки выплат по КАСКО. С другой стороны, в ст. 314 Гражданского кодекса (ГК) говорится, что они должны быть разумными. Конечно, страховщик и клиент это понимают по-разному. Первый попытается оттянуть момент расчета. Отговорками могут послужить:

  • очередь к эксперту, на станцию, где осуществляется ремонт;
  • отсутствие запчастей;
  • большое число подлежащих восстановлению агрегатов;
  • значительный объем работ.

Но и клиенту не стоит сидеть сложа руки. Чтобы ускорить процесс, он может:

  • провести экспертизу самостоятельно;
  • забрать ТС со станции страховщика и провести ремонт в другом месте.
  • предъявить СК требование о компенсации средств, потраченных на ремонт и привлечение экспертов.

В этом случае в претензии необходимо отметить смену экспертной и ремонтной организаций.

Утрата товарной стоимости машины

Вопросы, связанные с утратой товарной стоимости (УТС), решаются очень непросто. Даже если риск УТС включен в договор. Страховщики учитывают уменьшение рыночной стоимости ТС по самым невыгодным для клиента коэффициентам. Предъявлять претензию есть смысл, когда:

  • УТС является страховым риском, а авто удовлетворяет требованиям по возрасту (до 5 лет – для иномарок, до 3 лет – для отечественных машин), пробегу (100 и 50 тыс. км соответственно) и износу (40 и 35%);
  • ТС получило повреждения в ходе ремонта на станции страховщика.

Некачественный ремонт

Некачественный ремонтС низким качеством ремонтных работ, проводимых СК, многие автомобилисты знакомы не понаслышке. Тем не менее страховщики предпочитают рассчитываться с клиентами не деньгами, а восстановительным ремонтом. Машина ремонтируется на СТО дилера, если она на гарантии, или на станции, с которой у страховщика есть договор. Качество ремонта может быть снижено в связи с:

  • ограниченным количеством выделяемых страховщиком средств;
  • использованием неоригинальных, бывших в употреблении или некачественных комплектующих;
  • неустановленными экспертизой скрытыми дефектами.

Отказ в выплатах

При наличии договора страховщик не может просто так отказать в выплатах, но он постарается найти предлог для этого. Законными основаниями считаются:

  • грубые нарушения условий договора (периода страхования, списка допущенных к управлению лиц, способов хранения ТС, сроков обращения, предоставление ложных сведений и так далее);
  • на момент страхового случая полис был недействителен;
  • ущерб ТС причинен собственником намеренно;
  • ТС отремонтировано до оценки ущерба страховщиком;
  • автомобилем управляло лицо в состоянии опьянения или без водительского удостоверения;
  • ДТП не было оформлено, и факт наступления страхового случая не может быть подтвержден документально;
  • отказ страхователя от претензий к виновнику происшествия;
  • форс-мажор (война, теракт, потоп и тому подобное, если эти ситуации указаны в договоре).

Детализированный список случаев, не считающихся страховыми, утверждается правилами СК и отражается в договоре.

Нарушения в проведении экспертизы или несогласие с ее результатами

Результат экспертизы всегда может неприятно удивить и сильно озадачить владельца ТС. Часто оценка повреждений проводится некорректно, и тут причин может быть несколько. Прежде всего – умысел и сложность процедуры. В этом случае страхователю придется обращаться к независимым экспертам.

О своем решении клиент должен сообщить СК, а при ее негативной реакции – оформить претензию. Страховщик обязан принять документ, выявить, где допущена ошибка, и принять меры к ее исправлению.

Как оформить претензию в СК по КАСКО

Как оформить претензию в СК по КАСКОФорма этого документа не утверждена ни одним правовым актом.

Претензия оформляется в письменном виде, произвольно.

Страховщик может предложить клиенту бланк, но пользоваться им клиент не обязан. Документ включает следующие части:

  1. Шапку, в которой указаны адреса и реквизиты получателя и отправителя.
  2. Основную часть. Здесь подробно рассказывается об обстоятельствах происшествия, его участниках, действиях страховщика. Указываются данные полисов, описывается история обращений и подается перечень нарушений СК. Приводится расчёт ущерба, полученного в результате действий или бездействия страховщика.
  3. Требование о возмещении ущерба или устранении нарушений.

В конце указывается список приложенных документов и просьба о направлении ответа по конкретному адресу. Ставится дата, и документ подписывается. Образец претензии в страховую компанию по КАСКО можно найти в интернете или получить в юридической консультации. Ниже мы представили заполненный вариант.

 Образец претензии в страховую компанию по КАСКО ч.1 Образец претензии в страховую компанию по КАСКО ч.2

Куда подается претензия

Претензия подается на имя руководителя в центральный офис СК в регионе проживания страхователя. На рассмотрение страховщику отводится не более 10 дней. Претензия может быть передана:

  • лично страхователем (или представителем) в любом офисе страховой организации. Тут важно получить отметку о получении, содержащую дату и подпись принявшего лица;
  • по почте. Документ отправляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

Сопутствующие документы

Чтобы претензия была рассмотрена надлежащим образом, к ней необходимо приложить документы, подтверждающие наступление страхового случая и объясняющие реакцию страхователя:

  • Гражданский паспорт.
  • Водительское удостоверение.
  • Полис и квитанции оплаты страховой премии.
  • Документы на авто (паспорт, свидетельство о регистрации ТС).
  • Отчет экспертизы.
  • Ответ СК.

Комплект бумаг во многом определяется страховым случаем и требованиями СК. Если речь идет о ДТП, понадобятся:

  • протокол, справка, постановление об административном нарушении;
  • справка о повреждениях.

Если ТС повреждено в результате угона или умышленных действий третьих лиц, необходимы:

  • справка из полиции;
  • постановление о возбуждении уголовного дела.

При пожаре нужно заключение пожарной инспекции, при стихийном бедствии – справка из региональной метеослужбы и так далее.

Обращение в суд без подачи претензии

Подача претензии – это обязательная стадия, которую требуется пройти страхователю перед обращением в суд. Это единственный путь решения конфликта между страховой организацией и клиентом по поводу размеров или сроков страховой выплаты. Если данный этап пропустить, суд может отказать в приеме искового заявления. Правильно составленная досудебная претензия по КАСКО является залогом успешного разрешения спора.

Выводы

Способов отстоять свое право получить компенсацию по КАСКО всего два – претензия и судебное разбирательство. При направлении претензии СК важно учесть следующие моменты:

  • Нужно знать перечень ситуаций, когда возможно оформление данного документа.
  • Текст претензии должен содержать детали произошедшего.
  • Все факты должны подкрепляться документально.

Подавать претензию нужно на имя руководителя СК до обращения с иском в суд.

Что делать, если страховая мало заплатила или отказала в страховой выплате? Видео

Добавить комментарий