...

Как переключать передачи на механике: теория вождения автомобиля для начинающих

Время чтения: 9 минут

Чтобы в совершенстве овладеть навыками управления механической коробкой, надо проделать определенную работу. Это должны помнить начинающие водители, которые хотят управлять автомобилями, оборудованными МКПП. Несмотря на популярность автоматических трансмиссий ( о том, как купить автомобиль с АКПП вы можете прочитать здесь), вариаторов и роботов механическая коробка по-прежнему актуальна, поскольку дарит ощущение полного контроля над машиной.

В данном материале рассмотрим вопросы, которые напрямую или косвенно касаются механической трансмиссии и дадим пошаговую инструкцию по ее эксплуатации. Важно помнить, что в управлении МКПП нет ничего сложного и освоить ее сможет любой начинающий водитель, главное усвоить определенные приемы и правила.

Содержание

Что важно понимать, управляя механикой

Перед тем, как сесть за автомобиль, оснащенный механикой, надо помнить, что переключение скоростей на такой машине производится вручную. Чтобы овладеть в совершенстве управлением МКПП недостаточно обучения теоретическими знаниями. Должен сформироваться устойчивый навык, что достигается практическими занятиями.

Вам может быть интересно: Chevrolet Onix – новый седан 2022 года

Особенности механической коробки

Водителю, чтобы ездить на механике, придется самостоятельно принимать решение, когда включать скорости. Необходимо следить за оборотами двигателя и на подсознательном уровне уметь пользоваться рычагом переключения. Во время управления надо нажимать педаль сцепления и делать это следует плавно.

Какие педали есть в авто с механикой

Автомобили, имеющие механическую коробку, управляются с помощью: сцепления, газа и тормоза. Все машины имеют одинаковое расположение педалей.

Вам может быть интересно: Какой можно купить автомобиль за 200 тыс. рублей в 2023 году

Назначение педалей в автомобиле с МКПП

  • Педаль газа (акселератор) — находится в крайнем правом положении. Чем сильнее давить на нее, тем большую скорость разовьет автомобиль. При ослаблении давления машина будет снижать скорость.
  • Тормоз — расположен в среднем положении. С помощью него выполняется торможение, чем сильнее усилие на педаль тормоза, тем быстрее остановится машина.
  • Сцепление — находится в крайнем левом положении. Если его нажать, то крутящий момент перестанет подаваться на колеса. В этот момент выполняется переключение передач.

Расположение ног на педалях

Педали на механике расположены близко друг к другу. Правая нога должна всегда находиться на акселераторе, в момент торможения она перемещается на тормоз. За работу сцепления отвечает левая нога.

Передачи в механической коробке

Современные механические коробки имеют от четырех до шести передач, обладают задней скоростью и нейтральной передачей. Каждая передача имеет передаточное число и диапазон скорости, на котором должна работать. Оптимальный режим работы мотора — 2000-2500 об/мин. При резких ускорениях или обгонах обороты увеличиваются от 3500 до 4500 об/мин. В пределах 3000 оборотов следует повышать передачу, чтобы снизить нагрузку на движок. При уменьшении оборотов ниже 2000 об/мин, скорость нужно понижать.

Вам может быть интересно: Коробка передач DSG: история появления и модернизации

Назначение передач

Подробно разберем, за что отвечают передачи в 5-ступенчатой МКПП:

  • Первая скорость — на ней трогаются с места и передвигаются на минимальных скоростях до 15-25км/ч. Включается передвижением из нейтрального положения влево и вперед.
  • Вторая передача — предназначена для движения на скоростях от 20 до 50 км/ч. Это универсальная скорость для преодоления подъемов, резких спусков и перемещения по плохим дорогам. Включается вправо и назад.
  • Третья скорость — на ней можно ездить в диапазоне скоростей от 40 до 70 км/ч. Включается перемещением рычага вправо и вперед. Оптимальная скорость при движении по городу.
  • Четвертая передача — рассчитана на 60 до 90 км/ч. Применяется на городских дорогах с неактивным потоком машин и для езды на трассах. Включается смещением рычага вправо и назад.
  • Пятая скорость — предназначена для равномерного движения по магистралям и трассам на скорости выше 90 км/ч. Активируется перемещением рычага вправо и вперед.
  • Нейтральная передача — на ней автомобиль остается неподвижным, поскольку крутящий момент с коробки не поступает на колеса. Это основное положение рукоятки, где она расположена посередине и перемещается вправо или влево. Все скорости включаются с нейтральной передачи.
  • Задняя скорость — на ней можно двигаться только задом. На каждом автомобиле свое расположение задней передачи. Включается после остановки транспортного средства.

Как переключать передачи – смотрите на видео.

Как расположены скорости на рычаге МКПП

Поскольку все автомобиля уникальны, то расположения пятой и задней скорости может меняться. Задняя скорость может находиться параллельно пятой передаче, такая комбинация встречается на большинстве автомобилей.

Схематично это выглядит так.

Также популярно расположение задней передачи слева от первой передачи. Например, в некоторых моделях задняя скорость включается, как первая передача, только с большим усилием влево. Обычно такие рычаги оснащены защитой в виде кнопки, чтобы случайно не включить первую передачу и не поехать вперед.

Как заводить машину на механике

Рекомендуется запускать двигатель на нейтральной передаче. В морозы можно выжать сцепление, чтобы стартер не вращал коробку при пуске. При запуске движка на включенной передаче последует резкий рывок, после чего машина заглохнет. Этого нельзя допускать, чтобы не повредить стартер.

Как завести автомобиль на нейтральной передаче

  • включите нейтралку;
  • выжмите удерживайте сцепление;
  • поверните ключ в замке зажигания, пока не начнется вращение стартера;
  • при запуске двигателя ослабьте давление на ключ зажигания;
  • отпустите педаль сцепления.

Как трогаться на механике

Это самый волнующий момент для любого новичка, поскольку здесь допускаются основные ошибки. Главное не переживать и отработать данный навык досконально, чтобы момент трогания с места стал обыденным.

Можно ли трогаться, не нажимая на педаль газа

Если плавно отпускать педаль сцепления, то машина начнет движение. При этом не следует жать на акселератор. К сожалению, действие можно выполнить только на ровной поверхности.

Как тронуться с фиксацией сцепления

Надо завести машину, выжать сцепление и включить первую передачу. Далее следует прибавить газу и потихоньку ослаблять давление левой ноги на сцепление. В момент, когда машина начинает двигаться надо сильнее нажать на акселератор. Транспортное средство начнет уверенное движение, после чего можно отпустить сцепление.

Как избежать рывков при старте

Чтобы тронуться мягко без рывков, необходимо мягко отпускать педаль сцепления и нажимать на газ. Чем плавнее будет возвращаться в исходное положение сцепление, тем мягче автомобиль тронется с места.

Как стартовать с пробуксовкой на механике

Чтобы тронуться с пробуксовкой колес, нужно выжать сцепление, включить первую передачу и раскрутить мотор до 4000 об/мин. Далее надо плавно и быстро отпустить сцепление. Авто тронется и будет отчетливо слышна пробуксовка колес.

Как переключать передачи на механике

Чтобы освоить переключение скоростей на МКПП надо регулярно тренироваться. Сначала будет сложновато, но после нескольких занятий начнет получаться. Главное всегда выжимать сцепление и не смотреть вниз. Левая нога, отвечающая за сцепление, и правая рука должны действовать синхронно. Как только правая рука дотрагивается до рычага, то нога должна выжать сцепление. Потом можно включить передачу и отпустить сцепление. Сначала необходимо выучить расположение скоростей, чтобы выполнять переключение автоматически. Для тренировки не обязательно заводить мотор, главное отработать и закрепить навык.

Переключение на первую скорость

Чтобы включить стартовую передачу, нужно выжать сцепление и перевести рычаг из нейтрального положения в крайнее левое, после чего подать его вперед. После можно прибавить газу, плавно отпустить сцепление и авто тронется с места.

Как определить, что пора переключать передачу

Чтобы вовремя переключать скорости и не перегружать двигатель, необходимо соблюдать следующие правила:

  • Скорость спидометра — для каждой передачи есть скоростной режим, который следует соблюдать. Обычно на спидометрах значения скорости обозначены красным цветом.
  • Обороты двигателя — их можно увидеть на тахометре. При превышении 2500 об/мин нужно переключиться на повышенную скорость. При оборотах ниже 1700-2000 об/мин на пониженную.
  • Звук мотора — когда двигатель начинает реветь, то время переключиться. Это наиболее простой и удобный способ вовремя переключить передачу для начинающих водителей.

Вам может быть интересно: Водительское удостоверение – обзор категорий на 2023 год

Как перейти на повышенную передачу

Для включения более высокой скорости на механике следует выжать сцепление и перевести рычаг в нейтральное положение, после чего включить высокую скорость.

Как перейти на пониженную передачу

Чтобы включить пониженную скорость, следует сбросить газ, нажать сцепление, включить нейтралку и перевести рычаг на пониженную скорость.

Переключение на пониженную передачу без перегазовки

Для переключения без перегазовки надо отпустить ногу с акселератора, выжать сцепление, перевести рукоятку скоростей в нейтральное положение, после чего включить пониженную скорость.

Переключение на пониженную скорость с перегазовкой

Этот прием позволяет мягче включать скорость на высоких оборотах мотора. Сначала отпускается педаль газа, затем выжимается сцепление и включается нейтральная скорость. Далее отпускается сцепление, делается перегазовка и снова нажимается, после чего можно включить пониженную скорость.

Почему возникают рывки при переключении передач

Рывки в процессе переключения скоростей наблюдаются, если резко отпускать сцепление. Это характерная ошибка новичков, которая уходит со временем.

Ошибки при переключении передач на механике

Частой ошибкой является быстрое переключение скоростей. Новички не делают паузы на нейтральной передаче, в результате маховик двигателя и диск сцепления не успевают синхронизироваться, что приводит к рывкам, быстрому износу корзины и диска сцепления. В таблице приведены еще несколько ошибок.

Ошибка Причина  Как исправить
Хруст во время переключения Не до конца выжато сцепление Необходимо до конца выжимать сцепление
Не включается задняя передача 1.       Возможно, автомобиль еще двигается

2.       Включается не та передача

3.       Не включена кнопка включения задней передачи

1.       Нужно остановиться и включить заднюю передачу

2.       Убедитесь, что включаете нужную передачу по схеме на рычаге

3.       Нажать кнопку (поднять бегунок для переключения)

Автомобиль пробуксовывает или «газует» Нога постоянно находится на сцеплении Надо убрать ногу со сцепления
Передачи плохо включаются Не до конца выжато сцепление, либо требует регулировки кулиса Выжимать до конца сцепление, отрегулировать кулису

Как тормозить и притормаживать на МКПП

В зимних условиях, чтобы автомобиль не занесло рекомендуется осуществлять торможение мотором. Это эффективный прием, позволяющий плавно и безопасно снизить скорость.

Как тормозить двигателем

  • отпустите газ, выжмите сцепление;
  • переведите рычаг в нейтральное положение;
  • включите пониженную скорость;
  • отпустите сцепление.
  • так можно дойти до первой передачи и нажать на тормоз.

Чтобы усилить эффект можно на скорости плавно нажимать и отпускать тормоза.

Как тормозить ручником

Стояночный тормоз фиксирует автомобиль в неподвижном состоянии, путем блокирования колес. Его применяют, когда машина находится на светофоре или парковке. Для торможения изначально он не предназначался, однако им можно тормозить в критических ситуациях. При обычной езде это делать опасно, поскольку блокировка колес на большой скорости приведет к заносу. При отказе тормозов лучше тормозить двигателем, после чего задействовать ручник, пока машина не остановится.

В процессе торможения ручником важно соблюдать следующие правила:

  • тормозите на низкой скорости;
  • совершайте торможение в момент, когда передние колеса находятся в прямом положении.
  • не вращайте руль при поднятом ручнике.
  • поднимайте ручник плавно, чтобы избежать блокировки колес.

Как ездить задним ходом

Задняя передача имеет длинное передаточное число и автомобиль на ней разгоняется быстро, поэтому следует быть внимательным. Перед началом движения необходимо повернуть голову назад или смотреть в зеркало заднего вида. Далее следует выжать сцепление, включить заднюю скорость и можно начинать движение.

Как трогаться в горку на механике

Здесь нужно вступление

Бывают ситуации, когда необходимо тронуться под горку после остановки на светофоре или пешеходном переходе. Новички в такой ситуации теряются, поскольку можно заглохнуть. Главное не паниковать и отпускать сцепление уверенно и плавно, при этом постоянно прибавлять обороты мотора, чтобы он не заглох.

Как заехать на эстакаду

  • тронуться с места и заехать на наклонную часть эстакады:
  • остановиться и перевести трансмиссию в нейтральное положение;
  • удерживая ногу на тормозе, включить первую передачу и ручной тормоз;
  • поднять обороты мотора;
  • одновременно снять ручник и отпустить сцепление.

Использование ручника на подъеме

Иногда автомобиль приходится останавливать на подъеме, после чего надо тронуться с места. Делается это по следующему алгоритму:

  • машина ставится на ручник;
  • выжимается сцепление;
  • включается первая передача;
  • обороты двигателя доводятся до 2000 об/м;
  • плавно снимается ручник и одновременно отпускается сцепление.
  • после начала движения прибавляется газ.

Как заехать на горку на задней передаче

Используем вышеописанный алгоритм действий, только вместо первой скорости включаем заднюю передачу.

Распространенные ошибки при подъеме в гору

Главная проблема новичков — не одновременное снятие ручника и отпускание педали тормоза, что приводит к остановке двигателя.

Как парковаться на МКПП

Припарковать машину, оснащенную механикой просто. Достаточно следовать этим действиям:

  • подъехать к парковочному месту;
  • остановиться и переключиться на нейтралку.
  • включить первую или заднюю скорость;
  • припарковаться и заглушить мотор;
  • нажать на сцепление и включить первую скорость;
  • поднять ручник и отпустить тормоз.

В зимнее время на парковке лучше не пользоваться ручником, а использовать первую передачу. Иначе колодки примерзнут к барабанам, и их придется отогревать.

 

Читать также: Как завести замерзшую машину и что замерзает чаще всего

 

Преимущество автомобиля на механике

У авто с механикой много достоинств:

  • низкий расход топлива;
  • отличная динамика;
  • экономия на обслуживании и ремонте;
  • высокий эксплуатационный ресурс;
  • безопасность при обгонах;
  • легче завести в морозы;
  • высокая проходимость, поскольку на МКПП можно буксовать.

Что нельзя делать на механике

При движении на автомобиле с механической коробкой категорически запрещено:

  • использовать рычаг переключения передач в роли подлокотника;
  • включать заднюю передачу, когда машина двигается вперед;
  • долго удерживать сцепление выжатым, это приведет к преждевременному износу выжимного подшипника и корзины сцепления;
  • перескакивать сразу на две передачи вниз, что приведет к дисбалансу в коробке;
  • не выжимать часто сцепление, когда автомобиль находится на склоне.

[rBlock name=after_post return=1]
Добавить комментарий

Яндекс.Метрика Adblock
detector