Водительское удостоверение – обзор категорий на 2019 год

Время чтения: 8 минут

Водительское удостоверение в нашей стране прошло определенный путь «эволюции», пока в 2014 году стало документом европейского образца. Наше ВУ сегодня соответствует Венской конвенции. Наряду с увеличенной защитой в нем появились новые для нас подкатегории и категории водительских прав, а также ограничения и отметки, характеризующие квалификацию и навыки водителя.Категории водительских прав

Кратко об удостоверении водителя

Речь идет о небольшой пластиковой карточке сине-розового цвета прямоугольной формы. Французской транскрипции теперь нет, все надписи на русском дублируются английским переводом.

На лицевой стороне в левой части размещена цветная фотография владельца, под которой ставится его подпись. Справа указываются персональные данные владельца, даты выдачи и окончания срока действия, наименование и печать выдавшего органа, номер, а также отрытые категории.

На обратной стороне можно увидеть таблицу, в которой дана классификация категорий и подкатегорий и указаны открытые, штрихкод, а также дополнительную кодированную информацию или ограничения, связанные с владельцем.

Выдается документ после соответствующего обучения, сдачи экзаменов и уплаты госпошлины.

Водительские права

О категориях водительских прав

Чтобы внести некоторую ясность, на картинке ниже представлена таблица категорий водительских прав с недавними изменениями, составленная на основе ст. 25 ФЗ 10.12.1995 N 196-ФЗ.

О категориях водительских прав

Перед сдачей экзаменов на большинство категорий требуется проходить отдельное обучение, а при открытии новой в ВУ вносятся специальные отметки в отведенных для этого полях. Если категория уже открыта, подкатегория активизируется автоматически. Отдельными видами ТС можно управлять при наличии любой открытой категории. Далее мы представим описание категорий и подкатегорий водительских прав в России согласно действующему законодательству.

Категории А – мотоциклы

Раньше это была простейшая категория, которая требовалась любителям всех мотоциклов. Сегодня ее разделили на две, различающие байки по объемам и мощности силовых агрегатов. Кроме того, одну можно получить уже с шестнадцати лет, а другая доступна только с восемнадцати. Итак, по порядку.

Категория А1 водительских прав разрешает управлять мотоциклом с ДВС объемом 50 -125 см3 и мощностью не более 11кВт. Проще сказать, скутером. Доступна для лиц с 16 лет и открывает категорию М, о которой речь пойдет ниже.

А1 присваивается автоматически, если имеются права категории А, которая допускает к управлению двухколесными механическими ТС с колясками и без них, а также трех/четырехколесными ТС массой до 400 кг. Другими словами, мотоциклами, как их трактуют ПДД. Разрешает категории M, MS и B1, доступна с 18 лет.

Категории В – легковые автомобили

Теперь о том, что значит категория В в водительском удостоверении, Речь идет о праве на управление автомобилями массой до 3500 кг с количеством пассажирских мест не больше 8. ТС может быть с прицепом массой более 750 кг. Однако при категории В с прицепом автомобиль не должен весить более 3,5 т. Открывает категории М и В1, доступна с 18 лет.

Водительское удостоверение категории В1 дает право на управление трех/четырехколесными ТС с массой до 550 кг (для перевозки людей – 400 кг) и скоростью до 50 км/ч. Если такой аппарат оснащен ДВС, его объем может превышать 50 кубов, мощность должна быть менее 20 л. с., а скорость – более 25 км/ч. При расчете пустого веса в учет не берется аккумулятор, если ТС имеет электрический привод. Категория доступна с 18 лет и открывает М.

Удостоверение категории ВЕ позволяет управлять авто с прицепом массой более 750 кг. Причем допустимо, чтобы снаряжение прицепа превышало вес пустого авто, а общая масса может быть выше 3500 кг. При этом нужен стаж категории В не менее двенадцати месяцев.

Категории С – грузовой транспорт

Рассмотрим, что означает категория С. Она позволяет управлять ТС с максимальной массой (больше 3,5 тонн) и с прицепами до 750 кг. Разрешается с восемнадцати лет и автоматом открывает категории M и C1. Подкатегория С1 тоже дает возможность управлять ТС массой более 3500 кг, но с ограничением – до 7500 кг. Прицеп не может весить более 750 кг. Категория M открывается тоже автоматически.

Водительские права категории С1Е предоставляют разрешение управлять автомобилями подкатегории C1 с прицепами весом более 750 кг без превышения массы автомобиля при условии, что общий вес не более 12 тонн. Требуется стаж категории C или C1 не меньше одного года.

С категорией СЕ можно легально управлять авто массой свыше 3,5 т с прицепом до 750 кг. Кроме того, доступно управление ТС категорий M и C1E. Для получения требуется стаж категории С не менее одного года.

Категории D: пассажирские перевозки

Получение водительского удостоверения категории Д потребуется для эксплуатантов, планирующих перевозить пассажиров на соответствующим образом оборудованных ТС с 8 и более посадочными местами. Это микроавтобусы и автобусы, то есть основа городского транспортного сообщения. Допускается использование прицепов с массой до 750 кг. Открывается с 21-летнего возраста и позволяет управлять ТС категорий M и D1.

Подкатегория Д1 водительских прав отличается ограничением числа пассажирских посадочных – 16 единиц. Как правило, требуется для эксплуатантов небольших автобусов, которые используются в качестве корпоративного транспорта либо грузового такси без прицепов.

D1E открывает право на управление ТС категории Д1, но уже с непредназначенным для пассажиров прицепом весом до 750 кг без превышения массы пустого авто. Масса сцепки не может быть более 12 т. Требуется стаж D или D1 не меньше года.

И только подкатегория DЕ раскрывает весь потенциал. Это максимум, на что может рассчитывать профессиональный водитель. Дает возможность управления ТС категории D с прицепом весом более 750 кг без оговорки о запрете на перевозку пассажиров и ограничений числа пассажирских мест. А это сочлененные и двухпалубные автобусы. Для получения требуется стаж категории D не меньше 12 месяцев.Водительское удостоверение

Категория М – мопеды и легкие квадроциклы

Категория водительских прав М предоставляет право на управление более легкими ТС, чем мотоциклы. Не зря в правах в графе этой категории использована пиктограмма с изображением велосипеда. На самом деле она разрешает управление мопедом и легким квадрициклом. Подкатегорий здесь нет. Право управления предоставляется при наличии любой открытой категории.

Скажем пару слов, о том, как получить водительское удостоверение категории М. Обучение можно начинать уже с 14 лет, а управлять указанными ТС – только с 16. Срок обучения в автошколе составляет один месяц. На всякий случай поясним, о каких ТС идет речь. Под мопедом подразумевается двух/трёхколёсное ТС с ДВС объёмом до 50 см3 или электродвигателем мощностью 250 Вт – 4 кВт и скоростью не более 50 км/ч. А под легким квадроциклом – аппарат с силовым агрегатом объемом до 50 см3.

Категории Tm и Tb – трамваи и троллейбусы

Раньше для такого вида транспорта отдельных категорий не было. В старых правах сведения заносились в графу особых отметок. Так что это новые категории удостоверения водителя автомобиля. Tm (трамвай) и Tb (троллейбус) требуют отдельного обучения, независимо от наличия или типа открытой категории. Доступны с 21 года и автоматически открывают категорию М.

Расшифровка дополнительных отметок

Все отметки в ВУ условно делятся на обязательные и особые, или дополнительные. К первым относятся данные о владельце документа, даты, сроки и номер. Вторые используются в особых случаях, почему так и называются. Они заносятся в 12 или 14 графы на обороте ВУ и относятся к отдельным или ко всем категориям сразу. Среди них можно встретить такие:

  • АS – автомобильное управление;
  • МS – мотоциклетное управление;
  • GСL – очки или линзы;
  • АТ – автоматическая трансмиссия;
  • МС – ручное управление;
  • АPS – авто парктроник;
  • НA/CF – аппарат коррекции слуха;
  • обязательная медсправка;
  • группа крови;
  • дубликат;
  • стаж.

В принципе, расшифровка категорий водительского удостоверения нового образца понятна, но все же стоит объяснить, почему ставят некоторые отметки.

AS и МS

Данные отметки нужны для разграничения прав управления ТС категории В1 в зависимости от вида рулевого управления, которое разрешено использовать водителю. Если открыты категории А и В, то таких отметок в правах не увидишь.

Moto Steering, или MS, ставится в графе ограничений рядом с В1, если открыта категория A, но отсутствует B. Разрешает управление ТС с рулем и посадкой мотоциклетного типа. Если, наоборот, открыта категория B, но нет A, вносится отметка Automotive Steering, или AS.

GCL

Данная отметка указывается в 14 разделе ВУ и означает «очки и линзы». Если в правах имеется GCL, запрещено управление ТС разрешенной категории без ношения приборов коррекции зрения. Ставится на основании диагноза окулиста. Кроме того, на фото в ВУ водитель должен быть в очках или с контактными линзами, даже если последних не будет видно.

АТ

Отметка АТ указывает, что водитель допущен к управлению ТС только с АКПП. Как правило, проставляется, если обучение и экзамен проводились на этом типе трансмиссии. Считается, что механика сложнее для водителя, в связи с чем и введено подобное ограничение.Отметки и категории

Прочие отметки

Больше всего отметок в ВУ связано с ограничениями по медицинским показаниям. Заносят их в 14 раздел. Про очки мы уже сказали, расскажем и о некоторых других:

  • Обязательная медицинская справка. Вносится, если у водителя проблемы со здоровьем, требующие постоянного контроля, но без ярко выраженных проявлений. То есть человека допускают к управлению, но медицинскую справку он обязан возить с собой.
  • MC – разрешено управление транспортом только с ручным управлением. Ставится в ВУ инвалидов на основании медицинского заключения после переоснащения ТС.
  • APS – водитель допущен к управлению ТС только с автоматической парковочной системой.
  • HA/CF – разрешено управление при условии обязательного ношения слухового аппарата.
  • ML – медицинские ограничения к управлению ТС категории M. Проставляется в 12 разделе, рядом с соответствующей категорией.
  • Дубликат – указывается при замене удостоверения ввиду утраты/хищения.
  • Стаж водителя – при плановой замене ВУ, чтобы было видно, когда была первая выдача.

Кроме того, часто вносят группу крови. Это не обязательное, а добровольное решение владельца ВУ.

Метки ГИБДД

Иногда на правах появляются едва заметные точки, дырочки, черточки и прочие знаки на различных участках вашей фотографии. Обычно это становится заметным после того, как ВУ побывает в руках инспекторов ГАИ. Если вы думаете, что так они отмечают для себя, какие машины можно водить вам, глубоко заблуждаетесь.

Инспектор так шифрует свои послания коллегам относительно того, как следует с вами себя вести. Например, если на фото появилась точка на лбу, это значит, что вы – жадный тип, правда, способный откупиться. И таких вариантов «отображения» поведенческих черт масса.

Как открывается категория

Читатель уже должен был заметить, что открыть все категории водительских прав одновременно невозможно, да и необязательно. Некоторые подкатегории предоставляются автоматически, о чем мы говорили. При желании открыть категорию несложно, ведь дополнительное обучение не всегда требуется. В таком случае остается подготовиться к экзаменам, собрать документы, оплатить госпошлину и подать в МРЭО соответствующее заявление.

Повышение категории водительских прав обязательно сопровождается профильным обучением.

Это выполняется в специализированной автошколе. Сроки обучения варьируются от сложности выбранной категории. Когда процесс завершен, можно обращаться в ГИБДД. Там потребуются следующие бумаги:

Наконец, о том, как открыть новую категорию водительского удостоверения в 2019 году. Экзамены по знанию ПДД и практике вождения необходимо сдавать в любом случае. В МРЭО определят даты, порядок подготовки и сдачи.

Перед сдачей экзаменов рекомендуется оплатить штрафы (при наличии). Самостоятельная подготовка не предусмотрена, поэтому проводится в автошколе. Комплекты экзаменационных билетов будут одинаковыми независимости о того, какая категория водительских прав на легковой автомобиль открывается. Если это категория на грузовое авто, автобус, трамвай или троллейбус, контрольные вопросы будут другими.

Теория сдается в компьютерном классе, а практика – на автодроме. На последнем этапе следует быть готовым к практическому вождению в городских условиях. Если нужно переучиться на механику, сдавать придется только автодром.

Теперь ясно, сколько категорий водительских прав существует, но в любом случае на сдачу теории отводится шесть месяцев. После неудачной попытки следующую можно предпринять только через неделю. С каждым разом разрыв между экзаменами по срокам увеличивается и может дойти до месяца.

В заключение

Итак, вкратце мы рассмотрели все виды категорий и подкатегорий ВУ в последней редакции. Их стало больше, а подход к выбору требуемой – гибче. С другой стороны, процедура получения не упростилась, и требования ГИБДД не снизились. То есть к получению новой категории необходимо серьезно готовиться.

Также необходимо четко знать свои ограничения – как по категории, так и по медицинским показаниям. В частности, важно понимать, сколько пассажиров можно брать «на борт», сколько тонн загрузить в прицеп и так далее.

Расшифровка категорий водительских прав: видео

(Пока оценок нет)
Загрузка...
Комментарии1
  1. Валера

    Полностью согласен, что ввели наконец-то категорию для мопедов. Это хоть немного снизить аварийность на дорогах. И убережёт многих подростков от травм, а их родителей от лишних расходов.

Добавить комментарий