Закрыть рекламу ×

О техосмотре в России в 2019 году

Бесплатная консультация юриста: +7 (499) 110-58-24 (МСК), +7 (812) 603-45-08 (СПБ), +8 (800) 550-71-95 (Федеральный)
Время чтения: 8 минут

От технического состояния автомобиля, мотоцикла, трактора или другого транспортного средства (ТС) зависит безопасность его владельца, других участников дорожного движения и пешеходов. Это аксиома, которой государство неуклонно следовало, самостоятельно контролируя соответствие транспорта эксплуатационным требованиям. Наличие талона о прохождении техосмотра под стеклом было обязательным. Мы расскажем о том, что такое техосмотр сегодня.

Техосмотр: что это и для чего

Техосмотр автомобиля

Техосмотр ТС – это проверка технического состояния его частей, конструктивных элементов, систем, узлов и дополнительных агрегатов на соответствие нормам безопасности.

В данном процессе авто проверяется на соответствие требованиям технического регламента, а результат оформляется в диагностической карте. Основная цель – оценка ТС на возможность допуска к безопасной эксплуатации.

Теперь о том, зачем нужен техосмотр собственнику машины. Процедура является обязательной, поскольку неисправное ТС несет угрозу жизни и здоровью людей. Оформить страховой полис без ТО невозможно (не для всех ТС), а без этого ездить запрещено. Нельзя рассчитывать на страховые выплаты в случае ДТП. Таким образом, прохождение техосмотра является косвенным условием права на управление.

В 2011 году процедура ТО претерпела коренные изменения. Федеральный закон от 01.07.11 N 170-ФЗ на год сдвинул сроки обязательного прохождения технического осмотра для некоммерческих легковых авто, но главное – возложил процесс его организации и проведения на страховые компании и РСА и упразднил привычный талон. Теперь это обязанность владельца, а за отказ или несвоевременное прохождение процедуры по-прежнему предусмотрена строгая ответственность.

Кто обязан проходить ТО

Порядок и правила проведения ТО определяет вышеназванный закон о техосмотре транспортных средств, в который неоднократно вносились поправки. Сегодня процедура проводится только аккредитованными в РСА организациями, но в любом регионе, то есть без привязки к регистрации авто и его хозяина. В ДК указывается дата следующего осмотра, а сама она документально подтверждает допуск средства к эксплуатации.

В законе сказано, что осмотр ТС с ДВС объёмом более 50 см3 или электродвигателем мощнее 4 кВт, максимальная скорость которых превышает 50 км/ч, не проводится. Для всех остальных ТС это обязательная процедура. Даже для мотоциклов. И, конечно, нужно делать техосмотр легкового автомобиля.

Без ТО эксплуатация машины после регистрации в Госавтоинспекции допускается в течение не более 30 дней.

Срок продлевается из-за непредвиденных обстоятельств (болезни, командировки и т. п.) при документальном подтверждении. Если автотранспортное средство категории В новое, необходимости в ТО нет.

На обязательность процедуры влияет возраст, категория и предназначение ТС. Техосмотр на грузовой автомобиль должен проводиться ежегодно, независимо от даты его производства. Автобусы, такси (в том числе грузовые) и ТС для перевозки опасных грузов должны подвергаться процедуре каждые полгода. Техосмотр проходят также прицепы, тракторы, погрузчики и другая специальная техника.

Законодательство за последний год не поменялось, а это значит, что ответ на вопрос, обязательно ли проходить техосмотр в 2019 году, утвердительный. Причем практически для всех типов ТС. Процедура может несколько отличаться. Но об этом далее.

Техосмотр нового легкового авто

В законе о техосмотре предусмотрены послабления для мотоциклов (категория А), легковых автомобилей (категория В) и грузовиков с разрешенной максимальной массой до 3,5 т. Для этих ТС важен возраст – от него зависит срок первого обязательного ТО и периодичность последующих. Согласно последним изменениям первый техосмотр новой машины потребуется через три года с момента выпуска.

Периодичность ТО

Срок следующего осмотра определен в ДК. Для каждого вида ТС периодичность своя. Обычно ТО требуется раз в 1-2 года:

  • ТС в возрасте 3-7 лет – каждые два года;
  • 7-летним ТС и старше  – ежегодно.

Авто, используемые для обучения или со специальными сигналами, проходят осмотр ежегодно. А специальные ТС и прицепы, предназначенные для транспортировки опасных грузов, грузовые, используемые для перевозки людей и имеющие не менее 8 пассажирских мест, должны предоставляться на ТО каждые полгода.

По желанию владельца может проводиться внеплановый осмотр. Как правило, это требуется при выезде за рубеж. Иностранные автомобили также должны соответствовать требованиям российского закона. Для подтверждения ТО требуется полис «Зеленая карта» или ОСАГО с международным сертификатом техосмотра.

Где проходят ТО

Где проходят техосмотр

Диагностическую карту раньше можно было получить в экспертном отделе ГИБДД. Специалисты имели право использовать передвижной пункт техосмотра. После изменений в законодательстве ТО можно пройти в частной организации (ОТО), если она аккредитована в РСА и подключена к ЕАИСТО. Список доступен на сайте РСА.

Сегодня страховщики предлагают комплексное решение «ТО плюс ОСАГО». Можно заказать сразу ТО и ОСАГО с выездом на дом. Специалист компании проведет предусмотренные процедуры и внесет номер ТО в базу, где информация будет сохраняться пять лет. Заказчик может получить карту в электронном виде или напечатанную копию.

Узнайте больше о том, где можно пройти ТО.

Что требуется для ТО

Чтобы процедура прошла успешно по новому закону, техника должна быть исправной. Это главное требование. До предоставления авто на осмотр, нужно самостоятельно проверить его состояние и устранить выявленные недочеты. Вот перечень того, на что в первую очередь следует обратить внимание:

  • срок годности огнетушителя (не более 5 лет);
  • наличие набора автомобилиста. Его желательно купить на авто еще до регистрации в ГИБДД;
  • наличие трещин на лобовом стекле, особенно в зоне дворников;
  • состояние тормозной системы, рулевого управления, освещения и подвески.

Если предварительной проверкой заняться серьезно, в дальнейшем проблем не возникнет.

Узнайте подробнее, что еще требуется для техосмотра.

Необходимые документы

Согласно закону до начала процедуры оператор вносит данные об авто и его собственнике в базу данных. От последнего потребуются:

  • паспорт или другое удостоверение личности;
  • ПТС или СТС;
  • доверенность, если ТС предоставляется не собственником.

Доверенность может быть оформлена от руки. Медицинская справка не нужна. В страховой компании попросят копию старого полиса, если нужен новый.

Узнайте больше о необходимых документах для прохождения ТО.

Процедура прохождения ТО

Изменения в техосмотре коснулись ограничений по времени процедуры. Она не должна занимать более 30 минут, хотя ТС проверяется по 65 пунктам. (раньше – 42 минуты). Машина и документы предоставляются к осмотру, а уже через полчаса можно забрать ДК с подписью и печатью эксперта. Однако так происходит далеко не всегда.

В число обязательных проверок включено тестирование уровня СО в выхлопе, внешних осветительных приборов, пропускной способности стекол и других «мелочей», которые часто подвергаются тюнингу. Ужесточение прохождения техосмотра в России связано с отношением к таким вещам. Если параметры не удовлетворяют нормам, их нужно привести в соответствие в течение 20 дней. За повторную диагностику оплата не взимается.

Если поменялся собственник машины, а срок действия ДК не закончился, дополнительная диагностика не требуется.

Процедура возможна в любом городе России.

О диагностической карте

Диагностическая карта техосмотра

Далее напомним, что такое диагностическая карта техосмотра. Это документ строгой отчетности установленного образца, который подписывается экспертом (оператором) и заверяется печатью проводившей осмотр организации. Он подтверждает полную пригодность ТС к эксплуатации в течение определенного времени.

ДК имеет уникальный номер, насчитывающий 15 знаков. Бланк защищается водяными знаками, а его содержание унифицировано. Оформляется в двух письменных экземплярах: один оставляется владельцу авто, другой хранится у оператора три года, но сразу же заносится в единую электронную базу на пять лет.

Теперь о том, нужно ли возить с собой диагностическую карту. Она необходима только для получения страховки, которая предъявляется по требованию инспектора ГАИ (п. 2.1.1 ПДД). Поэтому при себе документ иметь совсем не обязательно.

Стоимость ТО

На конечную цену процедуры влияют многие факторы. Тарифы операторов регулируются региональным законодательством, но многое зависит от объема диагностики и последующего ремонта, а значит – от категории ТС.

Однако ТО на автомобиль не может стоить больше установленной законом суммы, максимальный размер которой утверждается ФСТ. Госпошлина (300 руб.) теперь взимается лишь за дубликат ДК. Например, в Москве для легковой машины ТО может обойтись суммой в 700 руб. (не более 800 руб.), а для грузовика вдвое больше – максимум 1600 руб.

Узнайте более подробно, из чего складывается стоимость прохождения техосмотра.

Льготы для пенсионеров

Российский закон лоялен к автомобилистам пожилого возраста. С 2005 года вопрос о льготах – компетенция местных властей. Водители мужского пола с 60 лет и женского с 55 лет во многих регионах освобождены от оплаты техосмотра или платят с большой скидкой. Как правило, Герои Советского Союза и России, полные кавалеры ордена Славы, чернобыльцы и инвалиды за ТО не платят.

Если вы попадает в льготную категорию, поинтересуйтесь на сайтах местных органов власти (администрации), сколько будет стоить техосмотр для пенсионеров в 2019 году.

Нужен ли ТО прицепа к легковой машине

Многие автовладельцы интересуются, надо ли проходить техосмотр на прицеп к легковому автомобилю. В этом случае важно, на кого регистрируется прицеп. Если на частное лицо и снаряженная масса менее 3,5 т – не нужно. Также в этом случае не требуется оформление полиса ОСАГО. Если масса выше, процедура ТО обязательна. А когда прицеп оформляется на юридическое лицо, придется проходить осмотр и получать ОСАГО.

Техосмотр для прицепа легкового автомобиля проводится в тех же временных рамках, что и для авто. То есть первые три года после выпуска процедура не нужна, прицепам до семи лет требуется раз в два года, старше – ежегодно. Юрлицам также необходимо диагностировать полуприцепы. Проверяется сцепное устройство, состояние цепей и тросов, тормозная система, работа колес, рессор и светосигнальной системы.

Диагностика тракторов и самоходных машин

Не менее важен вопрос, где проходят техосмотр тракторы. Техника специфическая, и требования к ней должны предъявляться несколько другие. Действительно, этим занимается не МРЭО, а органы государственного технического надзора (Постановление Правительства №1013 от 13.11.13 г).

Техосмотр тракторовЧтобы пройти ТО, владельцу трактора, необходимо представить:

  • исправный агрегат с госномерами;
  • паспорт;
  • доверенность или подтверждающий право на управление и прохождение ТО документ;
  • СОР;
  • квитанции уплаты пошлины и экосбора.

Гостехнадзор дополнительно потребует от юрлиц и руководителей эксплуатирующих технику предприятий:

  • расчет по налогу;
  • документ, удостоверяющий уплату налога или освобождающий от нее;
  • платёжное поручение о платеже за вредные выбросы или документ, подтверждающий освобождение.

Сроки и место проведения ТО определяются территориальными органами в субъектах РФ. Процедура не зависит от регистрации техники и может проводиться по месту:

  • расположения органа Гостехнадзора;
  • нахождения ТС.

Техосмотр самоходных машин и тракторов производится в следующем порядке:

  1. Проверка документов.
  2. Сверка номеров.
  3. Оценка технического состояния.
  4. Оформление бумаг.

В результате собственник получает свидетельство установленного образца. Если будут найдены недостатки, выдадут акт ТО, а на исправление предоставят те же 20 суток. Место проверки назначается с учетом соблюдения правил периодичности, количества ТС, фактического их нахождения и сезонности использования. Информация заблаговременно размещается на официальном сайте местного органа Гостехнадзора.

Техосмотр спецтехники планируется с февраля по август. Дата и время определяются с учетом прогноза погоды, наличия свободных специалистов и материально-технической базы. Для сезонной техники осмотр планируется за 15 дней до начала работ, а для транспортной – с февраля по июнь. На периодичность проверки влияет число посадочных мест:

  • внедорожные ТС для перевозки 8 и более пассажиров проходят ТО раз в 6 месяцев;
  • все остальные – раз в год.

Прохождение техосмотра погрузчика требуется через три года от даты производства, так как его масса не превышает 3,5 т.

ТО мотоцикла

ТО мотоциклаКак мы уже отметили, ТО для ТС категории А проводится там же, в том же порядке и с той же периодичностью, что и осмотры легковых автомобилей. Для нового мотоцикла проверка не требуется. По желанию собственника допускается осмотр на год ранее установленного срока.

Для льготников ТО бесплатен. Стоимость для остальных граждан зависит от региона и марки байка, но это в любом случае не более 600 рублей. Повторный осмотр в государственных пунктах бесплатен, а в коммерческих не превышает половины обычной стоимости.

Наказание за управление без ТО

Собственно, отсутствие ДК на «борту» у частника ничем ему не грозит. Дело в том, что теперь в ГАИ проверяется страховка ОСАГО, которую без техосмотра получить нельзя. Другое дело, когда речь идет о такси, авто с числом мест более восьми, автобусах и ТС для перевозки опасных грузов. В ст.12.1 КоАП отмечено, что управление таковыми без прохождения ТО наказывается штрафом от 500 до 800 руб. За повторное нарушение взимается штраф уже в размере 5000 руб. или происходит лишение водительского удостоверения на 1-3 месяца.

Читайте более детально об ответственности за вождение без техосмотра.

Как проверить наличие ТО

Как мы уже сказали, по результатам осмотра выдается ДК, которая имеет номер. В электронном формате документ хранится в базе ЕАИСТО. Дубликат может выписать аккредитованный оператор ТО. Обращаться в МРЭО не имеет смысла, ведь он этим больше не занимается, но при необходимости можно проверить статус ТО онлайн.

Доступ к базе данных можно получить на специализированных сайтах или в страховой компании. Проверка выполняется посредством ввода номера ДК, шасси, кузова авто или VIN и сверки данных на бланке и электронной версии.

Перед тем как заняться проверкой, стоит поинтересоваться, как проверить техосмотр на сайте ЕАИСТО.

Заключение

Что будет с техосмотром в 2019 году, вполне ясно. Никаких изменений пока не предвидится. Но выводы для себя сделать можно:

  1. Проходить ТО придется, если машине больше трех лет.
  2. ДК возить с собой не требуется.
  3. Для отдельных категорий лиц есть определенные льготы.
  4. Без ТО невозможно получить полис, следовательно, ездить нельзя.

Как правильно пройти техосмотр и что для этого нужно: видео

(Пока оценок нет)
Загрузка...
Добавить комментарий