Переход на газ популярен среди владельцев авто любых классов. Не исключение – автомобили 1990–2000 годов выпуска. Для таких машин достаточно ГБО 3 поколения. Оно соответствует штатной системе питания, а также имеет меньшую стоимость по сравнению с новыми газовыми установками. Выясним, чем третье поколение отличается от других и как оно монтируется в автомобиль.
Понятие ГБО
ГБО – газобалонное оборудование, которое устанавливается на автомобили. Газ хранится в баллоне и подается в цилиндры мотора.
От применяемого газа (пропана, метана) зависит и конструкция оборудования.
Особенности третьего поколения
Данная конструкция соответствует эко-стандарту Евро-2. Третье «семейство» ГБО модифицировано по сравнению с первыми двумя. В нем кардинально изменился впрыск пропана (метана) – он стал параллельным. Во впускной коллектор газ заходит вблизи клапана ГРМ (впускного).
Отличие от первой версии ГБО – электронный прибор, который дозирует и подает газ в необходимой для нормального смесеобразования пропорции.
Управляет этим прибором не только электроника (отдельный газовый блок), ЭБУ отвечает за переключение режимов и помогает выполнять оптимальную подачу воздуха и газа. Появление подобного блока – еще один шаг вперед.
Благодаря контролю порций газов во время сгорания, ГБО 3 позволяет добиться уменьшения вредных выхлопов.
Сигнал к ЭБУ поступает с датчиков мотора:
- лямбда-зонда (установлен в выпускном коллекторе, проверяет количество кислорода в сгоревшей смеси, определяет соотношение газ-воздух после сгорания, и при сильном обогащении или обеднении «сообщает» об этом электронному блоку);
- датчика, определяющего частоту вращения коленчатого вала;
- устройства, контролирующего положение дроссельной заслонки;
- датчика абсолютного давления.
Еще одно новшество – встроенные в систему газовые инжекторы, которые «индивидуально» впрыскивают газ в каждый цилиндр.
До впускного коллектора метан (пропан) доставляют форсунки механического типа. Они приоткрываются, чтобы выпустить избыточное давление из газовой магистрали.
В четвертой версии ГБО и выше форсунка представляет собой уже электронное устройство. Недостаток 3 поколения, который удалось устранить в дальнейших версиях, – система медленно реагирует на смену режима езды и исправление состава смеси.
Для каких машин создавалось ГБО 3
С введением многокомпонентных катализаторов в середине 2000 годов появилась необходимость тщательнее контролировать состав смеси и подачу горючего, поэтому 3 поколение, в котором еще не искоренена вся механика, постепенно отходило в прошлое.
Идеальный вариант для третьей версии – отечественные автомобили и иномарки, выпущенные до 2000 года. Она подходит для большинства автомобилей с инжекторной подачей топлива.
Совместить ГБО 3 поколения и карбюраторную систему питания можно, но при установке появляются серьезные технические проблемы, поскольку данное оборудование разрабатывали с упором на инжектор.
Соответствие нормам Евро-2 обеспечивается благодаря λ-зонду, который «предоставляет» данные прямо с места выпуска отработанной смеси в коллектор. Совместная работа карбюратора и третьего семейства ГБО настраивается с помощью отдельного газового БУ.
Как устанавливать ГБО 3 поколения
Монтаж ГБО – процедура, требующая специальных знаний и опыта. Поэтому доверьте ее специалистам. Система третьего поколения, несмотря на то что давно не нова, имеет сложную конструкцию.
Установка на инжектор
Успешный монтаж ГБО 3 поколения на инжектор предусматривает ряд действий:
- Поместите емкость с пропаном (метаном) в багажник, закрепите его к раме, в случае с пропановым тороидальным баллоном – закрепите его в пазе для запаски.
- Установите заправочное устройство.
- Проложите газовый трубопровод, зафиксируйте клапан под капотом.
- При монтаже редуктора-смесителя расположите его близко к трубкам системы охлаждения (слева от ДВС).
- Зафиксируйте распределитель подачи газа возле впускного коллектора.
- Чтобы вмонтировать эмулятор, просверлите отверстия в коллекторе.
- Газовый блок управления монтируйте под капотом в месте, где проводку не повредят жидкости двигателя.
- Выведите провода в салон, на панели под рулем установите кнопку для перехода с бензина на газ.
- Оставшиеся проводники подсоедините к датчикам.
Когда специалисты установят газовое оборудование 3 поколения на инжектор вашего автомобиля, проверьте, чтобы форсунки располагались не далее 10 см от места врезки впускного коллектора: от этого зависит мощность. Также убедитесь, что для коммутации применяются прочные шланги, способные выдерживать давление газов.
Совмещение ГБО 3 с карбюратором
Поскольку с начала 2000 годов выпускается мало карбюраторных автомобилей, третье семейство газ/бензин создано для инжекторных двигателей. Но данную систему можно совместить с карбюратором.
При установке ГБО 3 поколения на карбюраторный двигатель ЭБУ заменяется на вакуумное устройство – редуктор-регулятор. Эта доработка помогает совместить ГБО с карбюратором, но тогда мы получаем систему первых версий. Эмулятор форсунок также убираем. Вместо него устанавливаем бензиновый клапан (как в 1и 2 поколении).
Использовать ГБО третьей версии невозможно без λ-зонда и датчика дроссельной заслонки. Придется решить и проблему электронного контроля впрыска в карбюраторе. После монтажа необходимо отрегулировать подачу газа на дозаторе и редукторе.