Особенности автомобильного ГБО 3 поколения

Время чтения: 3 минут

Переход на газ популярен среди владельцев авто любых классов. Не исключение – автомобили 1990–2000 годов выпуска. Для таких машин достаточно ГБО 3 поколения. Оно соответствует штатной системе питания, а также имеет меньшую стоимость по сравнению с новыми газовыми установками. Выясним, чем третье поколение отличается от других и как оно монтируется в автомобиль.

Понятие ГБО

ГБО-3ГБО – газобалонное оборудование, которое устанавливается на автомобили. Газ хранится  в баллоне и подается в цилиндры мотора.
От применяемого газа (пропана, метана) зависит и конструкция оборудования.

Особенности третьего поколения

Данная конструкция соответствует эко-стандарту Евро-2. Третье «семейство» ГБО модифицировано по сравнению с первыми двумя. В нем кардинально изменился впрыск пропана (метана) – он стал параллельным. Во впускной коллектор газ заходит вблизи клапана ГРМ (впускного).

Отличие от первой версии ГБО – электронный прибор, который дозирует и подает газ в необходимой для нормального смесеобразования пропорции.

Управляет этим прибором не только электроника (отдельный газовый блок), ЭБУ отвечает за переключение режимов и помогает выполнять оптимальную подачу воздуха и газа. Появление подобного блока –  еще один шаг вперед.

Благодаря контролю порций газов во время сгорания, ГБО 3 позволяет добиться уменьшения вредных выхлопов.

Сигнал к ЭБУ поступает с датчиков мотора:

  • лямбда-зонда (установлен в выпускном коллекторе, проверяет количество кислорода в сгоревшей смеси, определяет соотношение газ-воздух после сгорания, и при сильном обогащении или обеднении «сообщает» об этом электронному блоку);
  • датчика, определяющего частоту вращения коленчатого вала;
  • устройства, контролирующего положение дроссельной заслонки;
  • датчика абсолютного давления.

Еще одно новшество –  встроенные в систему газовые инжекторы, которые «индивидуально» впрыскивают газ в каждый цилиндр.

До впускного коллектора метан (пропан) доставляют форсунки механического типа. Они приоткрываются, чтобы выпустить избыточное давление из газовой магистрали.

В четвертой версии ГБО и выше форсунка представляет собой уже электронное устройство. Недостаток 3 поколения, который удалось устранить в дальнейших версиях, – система медленно реагирует на смену режима езды и исправление состава смеси.

Для каких машин создавалось ГБО 3

С введением многокомпонентных катализаторов в середине 2000 годов появилась необходимость тщательнее контролировать состав смеси и подачу горючего, поэтому 3 поколение, в котором еще не искоренена вся механика, постепенно отходило в прошлое.

Идеальный вариант для третьей версии – отечественные автомобили и иномарки, выпущенные до 2000 года. Она подходит для большинства автомобилей с инжекторной подачей топлива.

Совместить ГБО 3 поколения и карбюраторную систему питания можно, но при установке появляются серьезные технические проблемы, поскольку данное оборудование разрабатывали с упором на инжектор.

Соответствие нормам Евро-2 обеспечивается благодаря λ-зонду, который «предоставляет» данные прямо с места выпуска отработанной смеси в коллектор. Совместная работа карбюратора и третьего семейства ГБО настраивается с помощью отдельного газового БУ.

Как устанавливать ГБО 3 поколения

Монтаж ГБО – процедура, требующая специальных знаний и опыта. Поэтому доверьте ее специалистам.  Система третьего поколения, несмотря на то что давно не нова,  имеет сложную конструкцию.
Схема ГБО 3

Установка на инжектор

Успешный монтаж ГБО 3 поколения на инжектор предусматривает ряд действий:

  1. Поместите емкость с пропаном (метаном) в багажник, закрепите его к раме, в случае с пропановым тороидальным баллоном – закрепите его в пазе для запаски.
  2. Установите заправочное устройство.
  3. Проложите газовый трубопровод, зафиксируйте клапан под капотом.
  4. При монтаже редуктора-смесителя расположите его близко к трубкам системы охлаждения (слева от ДВС).
  5. Зафиксируйте распределитель подачи газа возле впускного коллектора.
  6. Чтобы вмонтировать эмулятор, просверлите  отверстия в коллекторе.
  7. Газовый блок управления монтируйте под капотом в месте, где проводку не повредят жидкости двигателя.
  8. Выведите провода в салон, на панели под рулем установите кнопку для перехода с бензина на газ.
  9. Оставшиеся проводники подсоедините к датчикам.

Когда специалисты установят газовое оборудование 3 поколения на инжектор вашего автомобиля, проверьте, чтобы форсунки располагались не далее 10 см от места врезки впускного коллектора: от этого зависит мощность. Также убедитесь, что для коммутации применяются прочные шланги, способные выдерживать давление газов.

Совмещение ГБО 3 с карбюратором

Поскольку с начала 2000 годов выпускается мало карбюраторных автомобилей, третье семейство газ/бензин создано для инжекторных двигателей. Но данную систему можно совместить с карбюратором.

При установке ГБО 3 поколения на карбюраторный двигатель ЭБУ заменяется на вакуумное устройство – редуктор-регулятор. Эта доработка помогает совместить ГБО с карбюратором, но тогда мы получаем систему первых версий. Эмулятор форсунок также убираем. Вместо него устанавливаем бензиновый клапан (как в 1и 2 поколении).

Использовать ГБО третьей версии невозможно без λ-зонда и датчика дроссельной заслонки. Придется решить и проблему электронного контроля впрыска в карбюраторе. После монтажа необходимо отрегулировать подачу газа на дозаторе и редукторе.

Поколения ГБО. Разновидности и принцип действия: Видео

(Пока оценок нет)
Загрузка...
Добавить комментарий