На легковых машинах газ стал появляться относительно недавно – всего-то четверть века назад. Простые системы впрыска не требовали сложной газовой аппаратуры, поэтому первое поколение практически не получило никакой электроники. Расход и динамические характеристики после перехода на газ оставляли желать лучшего. Появление ГБО 2 поколения положило начало массовому переходу на газ.
О поколениях ГБО
Газобаллонное оборудование представляет собой комплект для хранения, подачи и обеспечения работоспособности ДВС на газе. Каким газом заправляют машины – сжиженным пропан-бутаном или сжатым метаном. ГБО начало развиваться во времена господства карбюратора, когда инжектор только «зарождался».
ГБО эволюционировало по мере совершенствования двигателей, приспосабливаясь под штатные системы впрыска и адаптируясь к системам управления. На современные автомобили устанавливается уже шестое поколение, характеризующееся совершенством и высокой стоимостью. Первые принципиально мало чем отличались друг от друга и делились на два типа в зависимости от подачи топлива:
- Эжекторный – газ всасывается в карбюратор.
- Инжекторный – газ подается под давлением через смеситель.
В следующих поколениях принцип работы менялся, повышалась эффективность, производительность и экономичность.
ГБО 2 – основные отличия
Первое поколение стоило недорого, не было требовательным к качеству топлива и условиям эксплуатации, но не обеспечивало приемлемый расход газа в автомобиле на 100 км. Появление второго обязано внедрению схемы управления впрыском кислородных датчиков, в честь которых и получило наименование.
Газовое оборудование 2 поколения для автомобилей характеризуется незначительным увеличением мощности и падением расхода.
Система лямбда-контроля получила дозатор, по сигналам кислородного датчика, корректирующего подачу. Вакуумный редуктор был заменен электронным, электронным стал и переключатель режимов. Чуть больше появилось электроники, хотя принципиально ничего не поменялось. Но система идеально подходила для моноинжектора и быстро вытеснила предшественницу.
На какие авто устанавливается
ГБО 2 поколения устанавливается на авто с карбюратором и инжекторами первых версий. Это машины начала 90-х. Особенность заключается в возможности установки на моторы только с металлическим впускным коллектором, если речь идет о моноинжекторе. Карбюратор позволяет использовать любую установку эжекторного типа.
Особенности ГБО 2 – карбюратор и инжектор
Газовое оборудование 2 поколения на карбюратор считается идеальным, поскольку именно на таких двигателях установлены «мокрые» впускные коллекторы. Они имеют небольшой объем, что снижает вероятность воспламенения до попадания в цилиндры. Газ под давлением поступает из баллона через мультиклапан к запорному клапану, в котором очищается с помощью фильтра. Попадает в обогреваемый редуктор, где испаряется и в газообразном состоянии через регистр мощности, регулирующий подачу, поступает в карбюратор.
Подача бензина перекрывается электромагнитным клапаном в топливной магистрали. Для предотвращения выхода из строя бензонасоса клапан необходимо монтировать за ним, так как насос смазывается бензином. Переход на другое топливо осуществляется электрическим переключателем, который обесточен при выключенном зажигании. Холодный пуск допустим только на бензине.
Перед переходом на газ необходимо дать мотору выработать бензин из поплавковой камеры. Для этого переключатель переводится в режим «Переход». Когда тяга начинает падать, устанавливается режим «Газ». Перед длительной стоянкой переключатель нужно установить в положение «Бензин». Это облегчит следующий запуск.
ГБО 2 на инжектор прекрасно вписывается, хотя здесь подача осуществляется через форсунки. Газовых на этом поколении нет, поэтому газ подается перед дроссельной заслонкой. Впускной коллектор здесь большого объема за счет ресивера для воздуха, поэтому существует риск воспламенения. Для защиты расходомера и корпуса воздушного фильтра от обратных хлопков используется специальный антихлопковый клапан.
На инжекторных ДВС подачей управляет ЭБУ, значит, переход бензин-газ можно реализовать с помощью электроники. Используется простое реле, если нет системы самодиагностики. Если есть, будет срабатывать Engine check. Для предотвращения применятся эмулятор инжектора, выполняющий две функции:
- Отключение бензиновых форсунок.
- Имитация работы ЭБУ.
Здесь используется эмулятор лямбда-зонда, управляющего составом смеси через БК. На газе кислородный датчик будет пытаться регулировать подачу, но не сможет, поскольку она зависит от настроек редуктора. Снова загорится «Чек», если эмулятор не пошлет свой сигнал в ЭБУ, имитирующий работу штатного лямбда-зонда.
Переключатель режимов имеет следующие позиции:
- Бензин.
- Газ.
- Автомат.
В последнем случае переключение происходит без вмешательства водителя. Холодный запуск здесь также осложнен.
Схема подключения
Установка ГБО 2 поколения начинается с выбора баллона и места под него, прокладки магистралей и прочих элементов. Требуется подобрать хомуты, соединители и шланги по фактическим размерам и форме. Оптимальный порядок монтажа таков:
- Баллон.
- Мультиклапан.
- Газовый клапан.
- Редуктор.
- Смеситель в карбюраторе или проставка под моноинжектор между дроссельной заслонкой и форсункой.
- Бензоклапан. В бензиновый шланг между насосом и карбюратором в левой части моторного отсека напротив газового клапана.
- Заправочное устройство.
После врезки в систему охлаждения соединения герметизируются, подключается электрическая часть, выполняются пуск и ручная настройка.
Подключение электрики
В случае с карбюратором работы немного меньше. Основной упор делается на подключение переключателя режимов. Важно сделать так, чтобы в момент перехода на газ происходило отключение подачи бензина. Схема такого подключения представлена на фото.
Переключатель имеет пять-шесть выводов проводов разного цвета. Черный подключается на массу (минус), белый – к мультиклапану. Красный цепляется на плюс, а коричневый – на минус катушки зажигания. Желтый идет на бензиновый, а синий – на газовый клапан.
С инжектором почти так же, за исключением того, что можно дополнительно от коричневого провода кинуть на центральный провод катушки несколько витков неизолированного провода, после чего заизолировать все сверху.
Схема включения в цепь эмулятора инжектора так же проста.
Выбирается по числу форсунок. Управляется от переключателя режимов, поэтому включается в цепь бензоклапана. Настройка времени задержки выполняется опытным путем.
Эмулятор кислородного датчика замыкает цепь сигнального провода, исключая срабатывание контрольной аппаратуры. Включается при поступлении 12В на синий провод, идущий к газовому клапану.
Основные неисправности
Типичные «болезни», которыми страдает газовая установка на автомобиль 2 поколения, мы свели в таблицу.
Неисправность | Причины | Способ выявления | Метод устранения |
---|---|---|---|
ДВС глохнет, плохо заводится | Газ не поступает | Проверка выходов газового клапана, мультиклапана и редуктора. | Продувка, замена фильтра газового клапана/агрегатов. клапана/агрегатов. |
Поступает много или мало газа | Неправильная настройка | Регулировка подачи | |
Поломка редуктора | Ремонт или замена | ||
Негерметична система впуска | Восстановление (устранение подсоса воздуха) | ||
Вместе с газом подается бензин | Проверка работы бензоклапана | Ремонт/замена | |
Неисправен эмулятор инжектора | Ремонт/замена | ||
Замерзание редуктора | Нарушена циркуляция охлаждающей жидкости | Низкий уровень | Доливка |
Негерметичен газовый клапан | Проверка утечки | Ремонт/замена газового клапана | |
Двигатель недостаточно греется | Неисправность системы охлаждения | Проверка термостатов, ремонт/замена | |
Неустойчивые холостые обороты | Нарушена регулировка карбюратора | Проверка работы на бензине | Регулировка, ремонт |
Неправильная регулировка редуктора | Повторная регулировка | ||
Конденсат в редукторе | Слив конденсата | ||
ДВС работает с провалами, не развивает обороты | Газа поступает недостаточно | Забиты фильтр, магистрали, клапаны | Очистка |
Проблемы с воспламенением | Проверка системы зажигания | Чистка свечей. Ремонт/замена катушки | |
Хлопки во впускном коллекторе | Проблемы с воспламенением | Проверка системы зажигания | Профилактика/ремонт системы зажигания |
Обедненная смесь | Негерметичен впускной коллектор | Устранение | |
Неточная настройка ГБО | Повторная настройка | ||
Неисправность ГРМ | Сбиты метки | Установка по меткам | |
Неправильные зазоры клапанов | Регулировка |
Когда устанавливается ГБО под метан
Подключение электрики осуществляется так же (читай выше), но придется подумать, куда ставить баллон. Метан хранится в сжатом состоянии под огромным давлением в прочных и тяжелых баллонах. Бесшовные стальные магистрали весят немало. Редуктор здесь без испарителя, но с понижающей камерой. Дополнительно придется вмонтировать манометр для контроля давления.
Коротко о ГБО 3
Третье поколение стало прорывом, хотя и не успело получить распространение. Внедрение дополнительных механических форсунок на каждый цилиндр вылилось в снижение расхода и потерь тяги. Использовалось на инжекторных двигателях даже с распределенным впрыском. Сейчас производство уже прекращено.
Подводим итоги
Газовая аппаратура на авто 2 поколения обладает определенными преимуществами:
- можно ставить на авто с карбюратором и инжектором;
- проста, нетребовательна и стоит недорого;
- можно использовать любой тип газа;
- монтаж и настройку возможно выполнить самостоятельно.
Самому под силу и разобраться с неисправностями.
Основным недостатком является отсутствие обратной связи с системой управления двигателем.
Мне кажется сейчас очень популярно гбо, поскольку гораздо выгоднее чем ездить на бензине, себя однозначно окупает. Про гбо второго поколения было интересно почитать, но у меня стоит по новее.