Чтобы выяснить, кто виноват в аварии, какое авто стало ее причиной, можно ли было избежать произошедшего, каков ущерб и так далее, проводится целый ряд проверок. Трасологическая экспертиза при ДТП является одним из важнейших элементов комплексного анализа событий. Она позволяет оценить характер происшествия и квалифицировать действия участников. На основании ее выводов по горячим следам определяется виновник.
Виды экспертиз после аварий
Вопросов для изучения аварии множество: условия, обстоятельства дорожно-транспортного происшествия (ДТП), состояние водителя, транспортного средства (ТС), дороги. Поэтому экспертиз может быть проведено несколько:
- Судебно-медицинская. Определяет тяжесть телесных повреждений и отвечает на вопросы медицинского характера.
- Автотовароведческая. Устанавливает имущественный ущерб.
- Автотехническая. Определяет состояние автотехники и обстоятельства совершения ДТП. Включает проверку:
- технического состояния ТС;
- механизма ДТП;
- инженерно-психофизиологическую, оценивающую состояние водителя;
- маркировки автотранспорта;
- дорожно-транспортную, определяющую состояние дороги;
- шин;
- транспортно-трасологическую, позволяющую выяснить траектории и точки взаимодействия ТС.
Иногда назначается судебная экспертиза, но уже в рамках уголовного расследования.
Что такое трасологическая экспертиза
Важно разобраться, что это такое. В общем смысле трасология в переводе означает «наука о следах». Это один из подходов криминалистики, основанный на изучении закономерностей образования следов, отражающих механизм преступления, и их исследовании с целью выяснения важных для расследования обстоятельств.
Данная экспертиза может назначаться следственными, судебными органами или по ходатайству участников происшествия и заинтересованных лиц на любой стадии рассмотрения дела. Однако оптимальный вариант – проведение проверки в ходе дознания (предварительного расследования). Именно на этой стадии требуется установить виновника аварии.
После ДТП транспортно-трасологическое исследование проводится в рамках автотехнической экспертизы и предполагает изучение следов ТС, по которым выясняется направление движения, тип, марка ТС или его шин.
Это позволяет восстановить картину происшествия и выяснить его причины.
Объектом изучения становятся отделившиеся в ходе аварии детали, части/цы (осколки стёкол, пластика, элементов внешней и внутренней отделки, частицы краски и так далее). А также биологические следы, оставленные водителями, пешеходами, пассажирами и прочими участниками ДТП.
Решаемые задачи
Цели трасологии делятся на идентификационные (определение объекта, оставившего след) и диагностические (вывод, как образовался след). Исследование позволяет выяснить:
- пригодность следов для точной идентификации;
- последовательность, условия и механизм возникновения следов;
- отождествление следов, оставленных одним объектом в разных местах;
- свойства, признаки, состояние оставившего следы объекта;
- причинно-следственную связь следов с происшествием и его последствиями.
Транспортно-трасологическая экспертиза изучает вещественные объекты (ТС, их детали, следы взаимодействия, колеса, части одежды пострадавших, фотоснимки с места происшествия). Задачами такого анализа являются:
- Идентификация ТС, участвовавших в ДТП.
- Определение механизма происшествия.
При этом исследования дают ответы на такие вопросы:
- оставлены ли следы конкретным ТС;
- составляет ли обнаруженный обломок единое целое с какой-то конкретной деталью ТС;
- оставлены ли следы на ТС частями другого авто;
- режим движения, место и угол столкновения;
- взаимное положение участников в момент ДТП;
- следы в результате удара;
- последовательность возникновения следов (что появилось раньше, что позже);
- механизме ДТП;
- причина повреждения протектора покрышек ТС.
Виды трасологической экспертизы
По объекту и применяемым методикам трасологическая экспертиза подразделяется на такие разновидности:
- гомеоскопическую, изучающую оставленные человеком следы (отпечатки пальцев, рук, ног, зубов, крови, обуви, одежды);
- механоскопическую, исследующую следы орудий и механизмов, запорных и предохранительных устройств (пломб и замков);
- изучающую следы животных;
- транспортную, анализирующую следы различных видов транспорта.
Что требуется для исследования
Главная цель трасологического исследования заключается в определении причин и следствий происшествия. Основная задача эксперта – комплексный осмотр автомобиля с документированием всех обнаруженных следов. Специалисту необходима информация, позволяющая составить схему ДТП и заключение. Это документальные свидетельства и материалы с места происшествия. Итак, потребуются:
- модель участка ДТП;
- протокол осмотра, схема, акт осмотра и справка о происшествии;
- фото- и видеоматериалы с места ДТП, включая данные видеорегистраторов;
- участвовавшие в аварии ТС;
- результаты анализа технического состояния машин;
- объяснения всех участников аварии, даже их обувь и одежда.
Конкретный список определяет эксперт в каждом случае, исходя из оценки возможности решения поставленных перед ним задач. Поэтому представленный нами перечень может включать и другие материалы/документы.
Проведение трасологической экспертизы
Трасологическое исследование включает несколько этапов:
- Подготовительный, в ходе которого собираются материалы и документы.
- Ознакомление с имеющейся документацией.
- Работа на месте ДТП (фотосъемка, нахождение и замеры следов, поиск оставшихся частиц и материалов). Сразу стоит отметить, что трасологическая экспертиза после ДТП по фотографии (только по одному фото) не проводится. Все решается комплексно.
- Осмотр ТС.
- Детальный осмотр частей и агрегатов с частичной разборкой или без.
- Воссоздание картины произошедшего (компьютерное моделирование).
- Подготовка и передача заказчику заключения.
Во сколько обойдется экспертиза
Стоимость трасологической экспертизы будет определяться ситуацией и конкретной экспертной организацией. Чем больше объем работы, тем проверка дороже. Важную роль играют сроки. Если их устанавливает суд, графика приходится придерживаться, а за срочность – доплачивать.
Платит всегда заказчик, а окончательно расплачивается потом виновник, признанный судом.
Государство не регулирует тарифы на экспертные услуги. Цена устанавливается экспертными организациями и зависит от региона. В среднем по России стоимость быстрой экспертизы составляет 10-20 тыс. рублей. Если сроки не давят, а материалов достаточно, заказчику экспертиза обойдется примерно вдвое дешевле. Но может затянуться на месяц и дольше. Поэтому рекомендуется интересоваться, как, в какие сроки проводится экспертиза и сколько стоит.
Что содержится в заключении эксперта
Заключение оформляется проводившим экспертизу специалистом или комиссией (в особо сложных случаях). Оно содержит три части:
- Вводную, включающую сведения об эксперте, разъяснение ответственности за предоставление ложной информации, вопросы, на которые следует дать ответ, и перечень исходных данных.
- Исследовательскую – с перечнем выполненных действий, исследований, подтвержденных инженерными расчетами, законами физики, механики. Здесь описываются порядок исследований, примененные методики, приводятся данные из справочников, ТУ и ГОСТ.
- Заключительную, где сформулированы ответы на поставленные перед экспертизой вопросы.
Документ принимается страховыми компаниями, правоохранительными органами и судами.
Можно ли оспорить выводы трасологии
Свое несогласие с результатами проверки и заключением эксперта можно выразить в суде. Обжаловать разрешено любое решение, вывод или заключение. При этом необходимо предоставить доводы, которые должны быть изложены в иске. Поводом для обжалования могут послужить:
- отсутствие, противоречивость или неоднозначность экспертных выводов;
- превышение полномочий или нарушение законодательства экспертом;
- неполнота информации (в заключении отмечены не все исследованные материалы) и ответов на поставленные вопросы (задача экспертизы не решена).
Понятно, что потребуется независимая трасологическая экспертиза.
Как суд решает споры по трасологии
Наша судебная система адекватно реагирует на человеческие ошибки, хотя и считает экспертизу неопровержимым доказательством. Если результаты повторного исследования будут отличаться, предыдущие в учет с большой долей вероятности приниматься не будут.
Ходатайство о назначении судебной трасологической экспертизы
При необходимости подать ходатайство можно на любом этапе рассмотрения дела о ДТП. Причем сделать это имеет право любой участник происшествия, его представитель (адвокат) или страховщик. Официальная просьба о назначении трасологической экспертизы, изложенная в свободной форме, подается на имя следователя или судьи.
В документе описывается событие, которому требуется дать экспертную оценку, дается ссылка на ст.79 Гражданского процессуального кодекса («Назначение экспертизы»), указывается наименование организации, которой заявитель доверяет проведение исследования, и перечисляются вопросы, на которые необходимо получить ответы. Также указывается, за чей счет будет проведена экспертиза. Пример такого ходатайства представлен ниже.
Решение о назначении экспертизы примет судья, который сформирует окончательный список вопросов для эксперта и определит сроки проведения исследования.
Читать также: Какие экспертизы проводятся после ДТП: виды, сроки, стоимость
Заключение
В заключение сделаем несколько выводов по теме. Итак, трасологическая экспертиза:
- проводится в рамках предварительного следствия и сразу дает ответ, кто виновник ДТП;
- требует тщательной подготовки материалов и документов;
- заказывается любым участником аварии;
- может быть обжалована.