Закрыть рекламу ×

Что нужно знать о монтаже ГБО на авто в 2019 году

Бесплатная консультация юриста: +7 (499) 501-15-76 (МСК), +7 (812) 603-45-08 (СПБ)
Время чтения: 8 минут

Современное газобаллонное оборудование считается безопасным и экологически чистым, а его эффективность доказана испытаниями и, что еще более важно, практикой. Установка ГБО на автомобиль позволяет значительно снизить эксплуатационные расходы и сделать воздух в наших городах чище. Такое оборудование быстро совершенствуется, его использование часто стимулируется законодательной базой, но решение на монтаж принимают автовладельцы.Установка ГБО на авто

Кратко о ГБО на авто

Прежде чем рассказать, как правильно выбирать и устанавливать комплект, нужно сказать пару слов о том, что такое газовое оборудование на авто. Это комплект дополнительного оснащения, обеспечивающего хранение газа, формирование, подачу и максимально полное сгорание топливно-воздушной смеси в двигателе внутреннего сгорания. ДВС может быть как бензиновым, так и дизельным.

Используется два вида газа в различных агрегатных состояниях:

  • Сжатый природный метан.
  • Сжиженная смесь пропана и бутана, получаемых крекингом.

После переоборудования система питания может быть одно- или двухтопливной с раздельной или с одновременной подачей двух видов горючего (газодизель). Сегодня внедряется уже шестое поколение ГБО, но отличий между схемами не так много.

Схема ГБО автомобиля

Обычно элементы предыдущего поколения дополняются новыми, позволяющими адаптировать оборудование под более совершенные моторы. Если тема заинтересовала, читайте подробнее о ГБО на автомобиль.

Что выбрать – пропан или метан

Решившись на установку, автолюбителю сначала предстоит решить, какой газ использовать. Выбор в основном определяется типом ТС. Как правило, установка ГБО на грузовые автомобили, автобусы и специальный транспорт использует в качестве топлива метан. Этот газ считается эффективнее, чем пропан-бутан, но предъявляет требования к хранению, не слишком подходящие для легковых машин. Чтобы содержать газ под давлением (до 300 атм), необходимы большие и тяжелые баллоны, которые размещать часто негде. Считается, что и новые моторы на нем работать не смогут, хотя утверждение спорное.

Метан легче, испаряется быстрее, а взрывоопасная концентрация достигается позже (5% против 2,5%). Он менее опасен в пожарном отношении, но больше вреден для здоровья пассажиров. Расход на нем ненамного больше, но существенно падение мощности (до 15%), несмотря на то что октановое число выше (110 против 105 у пропана). Последнее связано с тем, что метан хуже смешивается с воздухом.

Метан дешевле, но заправочных станций мало, а установка может обойтись дороже. При этом запас хода на этом газе будет меньше, ведь большой объем закачать не получится. Так что каждый решает сам, что лучше – метан или пропан.

Какое поколение ГБО покупать

Газобаллонная установка на легковой автомобиль бывает двух типов:

  • Эжекторная – когда газ всасывается за счет разрежения в карбюраторе, смешивается с воздухом и затем поступает в цилиндры.
  • Инжекторная – когда газ в мотор подается под давлением через смеситель или специально предусмотренные газовые форсунки.

Соответственно, все зависит от штатной системы впрыска. Для карбюраторных и моноинжекторных двигателей используется менее сложное оборудование первых поколений. Для инжекторных двигателей, а также с системами с распределенным и непосредственным впрыском применяется более сложное оборудование с высокоточной настройкой.

Первое поколение отличается простым управлением, которое часто вообще отсутствует. К плюсам относится стоимость (от $250), неприхотливость к технологии монтажа и качеству топлива. К минусам – повышенные расход и потеря мощности. Используется крайне редко и лишь на очень старых авто. Подробнее о преимуществах и недостатках системы можно прочитать в нашей статье «ГБО 1 поколения».

Второе поколение получило название система лямбда-контроля. Появление этого оборудования было связано с внедрением лямбда-зондов на первых инжекторных двигателях. Систему дополнили электронным дозатором (шаговым двигателем), корректирующим подачу газа по сигналам от установленного в выхлопной системе датчика.

Как результат незначительно поднялась тяга и снизился расход. Но также выросла цена (от $350). Это поколение ГБО широко использовалось на моноинжекторных и карбюраторных моторах отечественного и импортного производства, выпущенных в 90-х. Чтобы лучше понять, в чем разница, рекомендуем прочитать статью «ГБО 2 поколения».

В третьем поколении добавились форсунки на каждый цилиндр. Правда, пока только механические, но они уже позволяли снижать расход и минимизировать потерю тяги. Применялась система на инжекторных двигателях с распределенным впрыском. К минусам относятся сложность установки и эксплуатации при довольно высокой стоимости (от $500). В связи с быстрым появлением четвертого поколения получить широкое распространение данное оборудование не успело, и сегодня уже не производится. Для общей эрудиции рекомендуем почитать о ГБО 3 поколения.

4 поколение окрестили газовым инжектором. Это ГБО покрыло весь спектр инжекторных моторов, за исключением самых новых с прямым впрыском. Система включает отдельный инжектор с блоком управления, редуктором и газовыми форсунками с электронным управлением. Обеспечивает максимальную экономичность (до 50%) и минимальные потерю мощности мотора с распределенным впрыском (2-10%). Это самое распространенное на сегодняшний день ГБО (порядка 90% установок), несмотря на высокую стоимость (от $600).

Пятое поколение было создано специально для двигателей с непосредственным впрыском. При этом агрегатное состояние газа на входе в мотор не меняется, он поступает в цилиндры в жидком виде.

Если четвертому поколению требуется хорошо прогретый редуктор и газ, то здесь редуктора нет и врезаться в систему охлаждения не требуется. Потери мощности практически нет. По отзывам некоторых пользователей, она даже растет, впрочем, как и цена ГБО. Стоимость пятого поколения стартует с $1,3 тыс., зато расход будет ненамного больше, чем на бензине.

Шестое поколение пошло еще дальше – здесь используется штатная система впрыска. Редуктора и газовых форсунок нет. Вместо этого в топливной магистрали устанавливается электронный селектор топлива с блоком клапанов. Такое решение позволяет добиться быстрого запуска на газе, увеличения динамики авто и плавности работы двигателя.

Цена стартует с $2 тыс., но частично компенсируется экономичностью езды (расход больше, чем на бензине всего на 10-15%) и сниженной стоимостью обслуживания за счет меньшего засорения и образования конденсата. Как отмечают специалисты, это поколение обеспечивает снижение вредных выбросов на 20%.

Что необходимо перед установкой ГБО

Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» определяет монтаж ГБО как вмешательство в конструкцию автомобиля. Согласно ст. 12.5, ч. 1 КоАП РФ, эксплуатация без регистрации изменений в ГИБДД запрещена и карается штрафом.

Перед установкой оборудования необходимо:

  1. Провести предварительную экспертизу на предмет технической возможности.
  2. Подать в ГИБДД заявление на переоборудование ТС с указанием организации, которая будет этим заниматься, и сроков. Также придется предоставить пакет определенных документов.

Где должно устанавливаться ГБО

Теперь о том, где можно установить газовое оборудование. Этим должна заниматься лицензированная организация:

  • Специалисты сделают работу качественно, в полном соответствии с принятыми технологиями.
  • Будут выданы соответствующие документы, в том числе копии лицензий и сертификаты на оборудование, которые могут понадобиться в ГИБДД.
  • Эта же компания будет выполнять необходимое периодическое обслуживание и освидетельствование ГБО.
  • Легальный монтаж в сертифицированном центре избавит от проблем и финансовых затрат в будущем, а в некоторых случаях может даже сохранить жизнь. В любом случае экспертизу в гараже не пройдешь, а без нее никуда.

Установка своими силами

Пару замечаний на тему, можно ли ставить на машину газовое оборудование самому. Конечно, да, если не учитывать качество и безопасность.

Процедура не такая уж сложная. Если автомобиль не новый и не самый дорогой, можно сэкономить на установке. При этом высокой точности настройки аппаратуры добиться вряд ли получится. Зато можно ошибиться, так что вся работа пойдет насмарку. Еще необходимо учесть, что все регистрационные действия и последующее обслуживание должны осуществляться по закону.

Алгоритм установки

А сейчас перейдем к самому главному и расскажем, как правильно установить газовое оборудование на автомобиль, независимо от поколения:

  1. Перед монтажом определяются места под баллон, магистрали и прочие элементы системы.
  2. Подбираются хомуты, фитинги шланги, переходники и соединения по фактическим промерам.
  3. Устанавливается редуктор, и прокладываются магистрали высокого давления в моторном отсеке.
  4. Выполняется врезка в систему охлаждения и подключение к системе.
  5. Устанавливаются бензиновый и газовый клапаны. Если выполняется установка ГБО на карбюраторное авто, первый врезают в топливный шланг между насосом и карбюратором в левой части моторного отсека, а второй – напротив.
  6. Устанавливаются остальные магистрали и элементы.
  7. Монтируется регулятор и/или ЭБУ.
  8. Герметизируются соединения.
  9. Подключается электрическая часть.
  10. Выполняется пуск и настройка.

Расположение газового оборудования на автомобиле

Если производится установка ГБО на авто последних поколений, на первом этапе монтируется насос (на раме), а врезка и установка форсунок осуществляется перед подключением электрической части.

Во что обойдется установка ГБО

О примерной стоимости оборудования мы вкратце упомянули, когда рассказывали о поколениях. Во многом цена определяется производителем и страной производства, поэтому может варьироваться. А вот стоимость монтажа на нашем рынке можно считать сложившейся, хотя она тоже меняется по регионам. Если говорить о самой популярной, 4 генерации, то установка в Москве обойдется в среднем в 24 тыс. рублей (четыре цилиндра), а системы 2 поколения – в 11 тысяч.

Освидетельствование баллонов для газа

За игнорирование периодического освидетельствования газового оборудования предусмотрены штрафные санкции. После установки организация выдает паспорт и сертификат на газовый баллон с подписями и печатями изготовителей. В паспорте указывается, что баллон прошел пневматическое испытание пробным давлением на предприятии, его изготовившем.

Даты проведения и результаты последующих освидетельствований также заносятся в паспорт. Задача владельца ГБО на пропан-бутане раз в два года проверять состояние газового оборудование и баллонов. Для баллонов на метане сроки зависят от материала изготовления:

  • легированная сталь – раз в 5 лет;
  • углеродистая сталь – раз в 3 года;
  • полимеры – раз в 2 года.

На основании проверки выдается свидетельство по форме 2Б, без которого могут оштрафовать и даже не заправить. Это немаловажная часть обслуживания, поэтому стоит изучить, как проходит освидетельствование газовых баллонов.

Какие нужны документы на ГБО

При регистрации в ГИБДД потребуются следующие документы:

  • заявление;
  • заключение экспертизы;
  • паспорт;
  • доверенность, договор/другой документ, удостоверяющий полномочия на представление интересов владельца;
  • СОР и ПТС;
  • формы 2А и 2Б, копии сертификатов на оборудование и лицензии компании-установщика, выданной аккредитованным центром сертификации;
  • диагностическая карта;
  • квитанция оплаты госпошлины.

Выданный сертификат соответствия и паспорт на ГБО с отметками необходимо держать в автомобиле.

Перед посещением ГИБДД важно иметь полное представление о том, как получить необходимые документы на ГБО и на автомобиль.

Регистрируем ГБО в ГИБДД

После установки оборудования выдаются акт приемки, декларация об объёме/качестве выполненных работ, с которыми после техосмотра необходимо снова отправиться в ГИБДД. Только теперь с заявлением с просьбой внести изменения в связи с изменением конструкции. Согласно Приказу МВД от 7 декабря 2000 г. N 1240, здесь обязаны выдать по результатам повторной экспертизы свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности, новое СОР и внести отметки в ПТС. Порядок иногда меняется, но, чтобы не потерять время, перед началом процедуры можно поинтересоваться, как выполняется регистрация ГБО в ГИБДД.

Монтаж ГБО на ВАЗ

Монтаж на вазовские модели, карбюраторные и инжекторные, каких-то особенностей не имеет. В последнем случае для отсечки используется не бензоклапан, а эмулятор форсунок, исключающий переход штатного компьютера в аварийный режим. Также используется эмулятор лямбда-зонда.

Нюансы есть при работе с «Нивой», у которой маленький багажник. Можно установить газовый баллон на крышу или под днищем. Несколько сложен монтаж на ВАЗ 21214 и 21213, имеющие укороченный глушитель. Поколение ГБО подходит любое, но для инжекторной «Нивы» оптимальна установка газового инжектора Громыко с одной форсункой.

Неплохо показывает себя отечественный ГИГ 3 DL и импортные эжекторные системы. Для авто, произведенных после 2011 года, требуется ЭБУ с программой, учитывающей тип впрыска и дорожные условия.

Читайте об установке ГБО на ВАЗ.

Установка ГБО на УАЗ

Для УАЗ подойдет ГБО любого поколения. Оптимальное определяется системой впрыска и типом «штатного» топлива. Для карбюраторного УАЗ 469 это ГБО 2 поколения. Для УАЗ «Патриот» с современным двигателем требуется 4 или 5.

Для совсем старых и дизельных моделей целесообразно ставить оборудование под метан. Вместо тороидального баллона приходится использовать обычный, так как места в УАЗ все-таки маловато.

Ставим ГБО на «ГАЗель»

Для «ГАЗели» лучший выбор – ГБО на метане. В целом, кроме большей длины магистралей, никаких особенностей нет. На модели с карбюраторными двигателями ставят ГБО 2 поколения, а на инжекторные – 4.Установка ГБО

Установка ГБО на дизель

Газ от сжатия не загорится, поэтому используется смесь с соляркой. Метан выгоднее, но требует места под баллоны. Это вариант для грузовых авто и спецтехники. Может быть:

  • полное переоснащение;
  • установка газодизеля.

В первом случае снижается степень сжатия, а вместо форсунок устанавливаются свечи зажигания. Это дорого и сложно, поэтому чаще выбирается вариант с газодизелем. Установка не сложнее обычной.

Монтаж ГБО на метане

Перевод авто на газ метан практически ничем не отличается. Нет смысла говорить, что при высоком давлении соединения и шланги должны быть соответствующего качества. Дополнительно на редуктор устанавливается манометр давления в системе. Технология и алгоритм работы примерно те же. Сложность только в размещении баллонов. Прежде чем решиться на установку данной системы, ознакомьтесь со всеми преимуществами и недостатками ГБО на метане.

Демонтаж ГБО

Иногда все же владельцы решаются на демонтаж газового оборудования на авто. Рассматривать можно полное или частичное восстановление. В первом случае все возвращается к «заводскому» состоянию.

Если планируется использовать ГБО в дальнейшем, его просто деактивируют отключением блока питания (вынимают предохранитель) или:

  1. Снимают баллон.
  2. Глушат магистраль.
  3. В разъем управления устанавливают заглушку.

Теперь о том, как снять газовый баллон с автомобиля. Лучше это доверить специалисту, но можно сделать и самостоятельно. Обычно просто запускают двигатель и дожидаются полной выработки. Хотя можно и по-другому.

Очень важно обесточить систему, затем перекрыть оба вентиля (на корпусе баллона), выкрутить две медные трубки в оплетке и полностью стравить газ. Останется поставить заглушку, открутить крепления и вытащить баллон. Чтобы выполнить полное снятие ГБО, нужно:

  1. Полностью стравить газ.
  2. Отключить электрику (снять клемму с аккумулятра).
  3. Отсоединить магистрали, демонтировать баллон, редуктор, ЭБУ и датчики.
  4. Выкрутить форсунки.
  5. Заглушить дырки во впускном коллекторе.
  6. Заменить патрубки системы охлаждения.
  7. Заглушить горловину.

Надеемся, теперь более или менее понятно, как снять газовое оборудование. Только мы не советуем делать это самостоятельно. Хотя, если учесть стоимость демонтажа на СТО (в среднем 4 тыс. руб. для четырехцилиндрового авто), можно призадуматься.

Подводим итоги

В конце можно сделать следующие выводы о ГБО:

  1. Ставится на любую машину.
  2. Чем система новее, тем сложнее, дороже и эффективнее.
  3. Установкой/демонтажем должны заниматься профессионалы.
  4. Требует периодического обслуживания и освидетельствования.

Только при соблюдении этих условий переоборудование авто на газ даст реальный экономический эффект.

Газ на автомобиль, а стоит ли? Основные плюсы и минусы: видео

Комментарии2
  1. Александр

    Слишком много условий, дополнительных затрат и оформления всевозможных бумаг при переоборудовании автомобиля для работы на газу. Другими словами – «овчинка не стоит выделки».

  2. Сергей

    Мой друг установил в свою машину ГБО. Дело это затратное и пришлось побегать собирая разные документы по инстанциям. Зато в итоге, оборудование официально установлено и вписано в тех паспорт! Со временем установка отработает все затраты. Спасибо за полезную статью.

Добавить комментарий

return browser; } })();