Каждый зимний сезон для автовладельцев предваряется вопросом: какую зимнюю резину выбрать. В результате некоторые задумываются о приобретении «липучек».
Что это
«Липучка» – народное название зимних нешипованных шин. Правильное название которых – фрикционные (от англ. «friction» – трение).
Отличия
Первое и очевидное отличие фрикционных шин-“липучек” от шипованных – это, конечно же, отсутствие шипов. Однако это отличие не единственное. Отсутствие шипов у фрикционной покрышки компенсируется иными особенностями, в первую очередь более мягким составом резины и наличием множества тонких и глубоких поперечных ламелей, кромками которых “липучки” и цепляются за поверхность. Благодаря сочетанию мягкого компаунда, большой глубины протектора и большого количества ламелей фрикционная покрышка плотно сцепляется с поверхностью и отводит из пятна контакта воду, «впитывая» ее ламелями при касании поверхности и очищаясь в процессе движения. Именно такие высокие сцепные свойства и послужили причиной появления у этих шин говорящего прозвища «липучка». Каталог зимних шин – «липучек» с ценами можно посмотреть здесь.
Плюсы и минусы фрикционных шин
Вышеназванными различиями определяются и эксплуатационные особенности покрышек разных типов.
Плюсы
- Эффективность фрикционных шин максимальна в условиях, где нет столкновения с чистым льдом: подобные покрышки отлично ведут себя на рыхлом снегу, мокром и сухом асфальте, в снежной каше с реагентами, поливающими современные дороги. К тому же, большая мягкость «липучки» позволяет ей дольше сохранять максимальные сцепные свойства в случае понижения температуры окружающей среды до экстремальной: тесты показывают, что при морозах свыше -25 С шипованные шины «дубеют» сильнее, нежели фрикционные.
С точки зрения эксплуатации фрикционные шины также имеют достоинства.
- Во-первых, они могут с успехом применяться в «переходный» период, когда ночью температура воздуха опускается к околонулевой, а в течение дня остается положительной. В это время некоторые автовладельцы «берегут» шипованные шины, предпочитая переобуваться в последний момент, когда зима полностью вступает в свои права. Однако не следует забывать о том, что минимальная температура, при которой летняя резина работает эффективно – это +5, если температура опускается ниже, она окончательно «дубеет», теряя большую часть сцепных свойств. «Липучка» же продолжает эффективно работать в подобных условиях.
- Еще одно преимущество фрикционных шин – более низкий уровень шума. Шипованная покрышка обладает более высоким шумовым и вибрационным фоном, который связан с касанием шипами поверхности. И если на снегу разница между шипованными и фрикционными шинами стремится к нулю, то на льду и асфальте гул шипов будет очень заметен.
Минусы
- Слабые стороны «липучки» тоже есть, они связаны именно с отсутствием шипов в условиях, когда их эффективность могла быть максимальной. Прежде всего это твердая и скользкая поверхность – лед или укатанный снег: на таких покрытиях шипованные шины оказываются эффективнее, тормозя не только ламелями и мягким компаундом, но и шипами. Особенно опасен для фрикционных шин лед при околонулевой температуре: при подтаивании на его поверхности образуется «смазка» из водяной пленки, которая сводит к минимуму эффективность фрикционной покрышки: единственным эффективным инструментом торможения в таком случае будут металлические шипы.
- Еще один аргумент не в пользу фрикционных шин – это их меньшая приспособленность для нужд неопытных водителей. Первый инстинкт такого водителя при наступлении нештатной ситуации или необходимости быстро остановиться – нажать до упора педаль тормоза. В современных автомобилях компенсировать такую ошибку призвана ABS, однако если автомобиль ею не оборудован, заблокированные колеса, обутые в «липучку», очень теряют в эффективности, в то время как шипы продолжают работать.