На дорогах немало вопросов вызывает дорожный знак спуск и подъем. Его устанавливают на неровных участках трассы, предусматривающих встречный разъезд ТС, движущихся под уклон или наоборот в горку. Рассказываем, как не допустить аварий и конфликтов при появлении этого знака.
Что говорит нам пдд
Практика показывает, что спуск и подъем в гористой местности нередко приводят к аварийным ситуациям на дороге. Даже опытные водители могут неправильно оценить ситуацию и спровоцировать ДТП, что уж тут говорить о новичках. Знак подъема и спуска в ПДД вводится для определения порядка встречного разъезда транспорта и обеспечения безопасности всех участников движения.
Читайте также: Знак равнозначного и других перекрестков – как определить и проезжать правильно
Знак 1.14 Крутой подъем
Крутой подъем – непростой участок трассы, для безопасного и успешного преодоления которого водитель должен соблюдать повышенную осторожность, ориентироваться на актуальные ПДД. Ситуация осложняется, если речь идет о мокром или обледенелом асфальте, неблагоприятных погодных условиях: туман, сильный дождь, штормовой ветер, снегопад и пр.
Проблемы с подъемом в горку возникают, когда водитель своевременно не набирает скорость, выбирают неправильную передачу. В итоге, он вынужден остановиться, а затем вновь тронуться, что бывает очень непросто. Поэтому, при приближении к крутому подъему, эксперты рекомендуют сконцентрироваться на необходимой последовательности действий за рулем.
О том, что водителю предстоит двигаться в горку сигнализирует знак Крутой подъем (1.14). Он оформлен в соответствии со стандартными требованиями ПДД к форме (треугольник и сочетанию цветов предупреждающих знаков: красная, заметная издали, окантовка, белый фон с схематичным изображением уклона и его угла в градусах.
По общему правилу, знак 1.14 в пределах города устанавливают в 50 – 100 метрах до начала неровности местности, за границами города – 150 – 300 метров. Если спуски и подъемы идут друг за другом, закон допускает установку знака 1.14 непосредственно перед подъемом.
Знак 1.13 Крутой спуск
Крутые спуски – участки дороги, на которых автомобиль движется с горки. Не стоит недооценивать опасность при их преодолении. Например, если во время затяжного крутого спуска постоянно давить на педаль тормоза, это может привести к перегреву и отказу всей тормозной системы.
В непогоду стремительное движение вниз по мокрой, заснеженной или обледенелой трассе чревато съездом с дорожного полотна или столкновением со встречным транспортом. Чтобы минимизировать риск аварий необходимо обращать внимание на знак Крутой спуск (1.13).
Табличка 8.1.1 совместно со знаком 1.13 не устанавливается.
Как отличить знак подъема и спуска
Многие водители игнорируют знаки Крутой спуск и Крутой подъем. И напрасно. При подъеме в гору можно не заметить спускающийся автомобиль, а при спуске – неправильно выбрать скорость движения. И в том и в другом случае водитель может столкнуться с серьезными ДТП и поломками машины.
Для лучшего понимания, как различить знак подъем и спуск, немного углубимся в теорию. При определении дорожного уклона проводят расчет соотношения между высотой подъема и пути, пройденного транспортом, исходя из отрезка дороги в сто метров. Для обозначения уклона в геодезии используют проценты или простую дробь, тогда как в ПДД указание крутизны неровности ландшафта на дорожных знаках может указываться лишь в процентах.
Часто участники дорожного движения не могут сходу определить, какой перед ними знак – 1.13 или 1.14. Это особенно актуально, если видимость осложнена из-за снега или тумана, а уклон сравнительно небольшой. Чтобы мгновенно сориентироваться в ситуации предлагаем воспользоваться следующими рекомендациями.
Читайте также: Запрещающие знаки дорожного движения: какие существуют и что означает каждый из них
Как запомнить знаки спуска и подъема:
- Чтение дорожных знаков выполняют по тому же принципу, что и книги – слева направо. То есть, если при движении слева направо вы поднимаете глаза вверх – впереди вас ждет подъем, вниз – спуск.
- Поднимите и вытяните левую руку, ладонью повторите наклон дорожного полотна на знаке. Если при этом ваши пальцы смотрят вниз – приготовьтесь к спуску, вверх – к горке.
У кого преимущество при встречном разъезде
Кто уступает на спуске и подъеме по ПДД? В соответствии с п.11.7 Правил при разъезде ТС на участках дорог, где действуют знаки 1.13 и/или 1.14 преимущество в движении имеет автомобиль, движущийся на подъем.
Представьте ситуацию. Вы управляете машиной и движетесь на затяжном спуске. Внезапно замечаете препятствие (обвал, упавшее дерево, огромная яма), которое находится на встречной полосе. Если при этом вам навстречу едет автомобиль, именно от вашей своевременной и правильной реакции будет зависеть дальнейшее развитие сценария.
Пункт 11.7 ППД четко и ясно указывает, кто имеет преимущество на подъеме – ТС, которое поднимается в гору. При этом, не имеет значение, что препятствие находится на его полосе. Вы должны остановиться и пропустить встречное авто. Это связано с тем, что остановиться, а затем тронуться на подъеме, намного сложнее, чем на спуске: высока вероятность остановки двигателя и отката ТС назад.
Еще один важный момент. Требования п.1.17 ПДД не распространяются на случаи, когда в местах встречного разъезда установлены знаки приоритета:
- 6 – указывает на необходимость предоставить преимущество в движении встречному транспорту.
- 7 – предоставляет преимущество в движении перед встречным транспортом.
Ситуация | Как должен действовать водитель, который движется вниз | Как должен действовать водитель, который движется в горку |
Приближение к перекрестку | Уступить дорогу ТС, которые поднимаются по склону вверх. | Продолжает движение, как имеет преимущество в соответствии с ПДД (п.11.7 Правил). |
Смена полосы | Уступить дорогу ТС, которые двигаются в гору. | Имеет преимущество в движении, при необходимости может сменить полосу, чтобы без остановки двигаться дальше. |
Обгон | Обгон на спуске недопустим, поэтому водитель должен уступить дорогу автомобилю, который движется на подъем. | Имеет преимущество в движении, вправе совершить обгон, если того требует дорожная ситуация. |
Что означают проценты на белом фоне
Как мы уже указывали выше, согласно ПДД кривизна наклона дорожного полотна указывается только в процентах. Если, на знаки стоит 10%, это значит, что на каждые 100 метров дороги с момента начала спуска или подъема, вы спустись или подниметесь на 10 метров.
Читайте также: Знак “Движение прямо и направо” – что разрешает и запрещает
Зона действия
Главная задача предупредительных знаков 1.14 и 1.13 – обратить внимание участников дорожного движения на возможные опасные ситуации, с которыми они могут столкнуться на определенном участке пути. В связи с этим логично, что их размещают на некотором расстоянии от аварийного места, чтобы у водителя было время собраться и продумать свои дальнейшие действия.
По общим правилам, в населенных пунктах знаки 1.13 и 1.14 устанавливают за 50-100 метров до уклона, за городом – за 150-300 метров. Если дорога напоминает серпантин – сразу за спуском следует подъем, знак 1.14 устанавливают непосредственно у начала подъема.
Ответственность за нарушение знака 1.14 и 1.13
Игнорирование требований ПДД предусматривает привлечение виновных лиц к административной ответственности. С актуальной информацией относительно штрафов и комментариями к ним можно познакомиться на официальном сайте ГИБДД
Согласно:
Ч.1 ст.12.15 – за нарушение правил встречного разъезда водители привлекаются к ответственности с наложением штрафа в размере 500 р.
Ч.1 ст.12.15 – водители, которые неправильно расположили машину на проезжей части, тем самым нарушив правила встречного разъезда, должны уплатить штраф в размере 1500 р.
Ч.3 ст.12.14 – невыполнение требований ПДД в части предоставления преимущества ТС, которое обладает правами приоритета при движении на подъем, предусматривает наказание в виде предупреждения или штрафы в сумме до 500 р. Исключением являются ситуации, предусмотренные ч.2 ст.12.13 и ст.12.17 ПДД.
Важно помнить, что если нарушение правил привело к материальному ущербу, аварии, причинению вреда жизни и здоровью людей, то добавляется и другая ответственность.
- Материальная ответственность – если сумма ущерба (например при ДТП) больше чем сумма ОСАГО.
- Уголовная ответственность – если причинен вред жизни и здоровью людей.
Особенности знаков спуска и подъема
Итак, для безопасного и безаварийного преодоления спусков и подъемов водители должны знать:
- Знаки 1.13 и 1.14 относятся к категории предупредительных, вследствие чего в отношении них действуют общие правила оформления, установки и зоны действия.
- При встречном разъезде преимущество в движении согласно п.11.7 ПДД имеет автомобиль, движущийся в гору. Официальное закрепление этого момента связано с тем, что поднимаясь вверх водитель имеет ограниченный обзор и может попросту не заметить спускающуюся машину. Кроме того, Остановка на подъеме зачастую приводит к откату и столкновению с движущимися позади транспортом.
- Требования п.11.7 ПДД о преимуществе в движении не распространяются на ситуации, когда в зоне действия знаков 1.13 и 1.14 дополнительно установлены знаки 2.6 или 2.7, которые определяют преимущество для конкретной проезжей полосы.
- Не стоит игнорировать цифры с процентами, указанные на знаках. Они позволяют получать представление о том, на сколько метров спустится или поднимется машина через 100 метров пути.
- Снижать скорость транспортного средства на пуске нужно двигателем. Не стоит постоянно держать ногу на педали тормоза. Это может привести к перегреву и выходу из строя всех тормозной системы.
Чтобы не допустить аварии – ориентируйтесь на дорожные знаки!