Транспортный налог и «Платон»: особенности уплаты в 2019 году

Время чтения: 3 минут

C 2015 года в России функционирует система «Платон», обязывающая владельцев большегрузов возмещать вред, наносимый их транспортными средствами (ТС) автомобильным дорогам. Однако похожие цели имеет и транспортный налог (ТН), действующий для всех автовладельцев. Чтобы снизить налоговую нагрузку для владельцев грузовых фур, законодатель временно связал систему «Платон» и транспортный налог – автовладельцы большегрузов могли сократить расходы на ТН или вообще избежать их. Но действовало такое положение только до 31.12.18. За 2019 год уже нужно будет платить и ТН и “Платон”.  Рассмотрим  подробнее,что  собой представляют налоги,  кто их,  когда  и как  оплачивает.Система «Платон»

Что такое транспортный налог

Транспортный налог – это обязательный налоговый платеж для большинства владельцев зарегистрированных транспортных средств, который взимается в соответствии с главой 28 Налогового кодекса (НК). Уплачивается он ежегодно как физическими, так и юридическими лицами.

Освобождены от сбора лишь владельцы:

  • сельскохозяйственной техники;
  • автомобилей, оборудованных для инвалидов;
  • ТС, используемых в грузопассажирских перевозках;
  • некоторых других видов техники, указанных в ст. 358 НК.

ТН считается региональным сбором и остается в бюджете субъектов Федерации, которые вправе самостоятельно устанавливать по нему льготы, порядок и сроки уплаты и т. д. Физлицами ТН уплачивается раз в году, компаниями – в виде ежеквартальных авансовых платежей. В случае нарушения сроков и порядка его уплаты налогоплательщикам начисляется пеня и назначается штраф, а недоимка может быть взыскана через суд.

О системе «Платон»

Система «Платон» – это введенная Постановлением Правительства РФ № 504 от 14.06.2013 г. система взимания обязательных платежей с владельцев грузовых автомобилей с разрешенной массой более 12 тонн.

Ее название образовано от словосочетания «плата за тонны». Назначение таких сборов – возмещение вреда, нанесенного грузовым транспортом автомобильным дорогам федерального значения. Размер платежей зависит от фактического пробега большегруза. Согласно Постановлению Правительства № 330 от 24.03.2017 г., это 1,9 рубля за 1 километр. Расчет обязательного платежа возможен двумя способами:

  • с помощью бортового устройства, которое посредством системы GPS или ГЛОНАСС может определить маршрут фуры и вычислить пройденный километраж;
  • посредством маршрутной карты – документа, формируемого на основании данных о предполагаемом маршруте владельца большегруза, который не оснащен бортовым устройством.

Для подключения к системе и получения бортового устройства автовладельцы должны пройти регистрацию в Центре информационной поддержки пользователей «Платон», в личном кабинете или терминалах самообслуживания.

Освобождены от обязанности возмещать нанесенный дорогам вред:

  • ТС для перевозки людей;
  • специальные ТС пожарной охраны, скорой помощи, военной инспекции, других аварийно-спасательных служб;
  • специальные ТС, перевозящие военную технику.

В случае передвижения по дорогам уклонившихся от уплаты ТН, в том числе следующих по неоговоренному в маршрутной карте пути, без такой карты или при наличии неисправного бортового устройства предусмотрена административная ответственность – согласно ст. 12.21.3 КоАП, на нарушителей может быть наложен штраф в размере 5–10 тысяч рублей.Связь транспортного налога и системы «Платон»

Связь транспортного налога и системы «Платон»

За время работы система «Платон» вызвала немало критики со стороны владельцев большегрузов. Уже действующий в стране транспортный налог и система «Платон» – аналогичные платежи, направляемые на содержание дорог. Единственное их отличие – статус: ТН – региональный, а «Платон» – федеральный. Конституционный суд же в своем постановлении определил, что компенсационные платежи по системе не имеют признаков налога, поэтому не дублируют ТН.

Тем не менее, законодатели пошли навстречу владельцам грузовых автомобилей и приняли ФЗ от 03.07.2016 № 249, который позволял снизить налоговую нагрузку по ТН. Так, п. 2 ст. 363 НК предусматривал уменьшение транспортного налога на сумму «Платона» до 31.12.18.

По сути, законодатель предоставлял владельцам большегрузных авто налоговый вычет. Если же величина дорожного сбора оказывалась меньше суммы возмещения по системе «Платон», налогоплательщик вообще мог не уплачивать ТН.

Чтобы получить налоговый вычет, нужно было обратиться в инспекцию ФНС по месту жительства:

  • с заявлением на предоставление вычета;
  • с документом, удостоверяющим личность налогоплательщика;
  • с бумагами на автомобиль, которые подтверждают право собственности налогоплательщика;
  • с документами, свидетельствующими о внесении платежей в «Платон» (согласно информационному письму Федеральной налоговой службы России от 09.01.2017 № БС-4-21/65@, для этих целей подходят отчеты, формируемые системой «Платон» автоматически).

Право на вычет возникало независимо от того, кто является налогоплательщиком – физлицо или организация. Однако для последних предусмотрен был другой порядок оформления.

Но, как уже было сказано в начале статьи,  это было возможно только до 31.12.18. В дальнейшем, а значит при оплате транспортных сборов за 2019 год, владельцам таких авто (больше 12 т) нужно будет платить уже оба эти налога.

Изменения в отчетности по ТН

В связи с отменой льготы по учету “Платона” в ТН, с налогового периода 2019 года будут внесены поправки в действующую форму декларации по транспортному налогу,  которые предусматривают замену действующих штрих-кодов на новые.
 Для владельцев большегрузов изменился и порядок заполнения этой декларации. Поскольку с 01.01.19 вычет по ТН на размер “Платона” отменен, то в налоговой декларации по ТН за 2019 год и последующие годы в строках, предназначенных для отражения платы за большегрузы (строки 280 и 290), нужно будет поставить прочерк.

Вывод

Транспортный налог и сбор в «Платон» с 1.01.19 года уже не взаимосвязанные платежи и владельцам большегрузных автомобилей при внесении платежей за 2019 год придется платить и тот и другой. .

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Добавить комментарий