Закрыть рекламу ×

Транспортный налог и «Платон»: особенности уплаты в 2019 году

Бесплатная консультация юриста: +7 (499) 501-15-76 (МСК), +7 (812) 603-45-08 (СПБ)
Время чтения: 4 минут

C 2015 года в России функционирует система «Платон», обязывающая владельцев большегрузов возмещать вред, наносимый их транспортными средствами (ТС) автомобильным дорогам. Однако похожие цели имеет и транспортный налог (ТН), действующий для всех автовладельцев. Чтобы сбалансировать налоговую нагрузку для владельцев грузовых фур, законодатель связал систему «Платон» и транспортный налог в 2019 году: теперь автолюбители могут сократить расходы на ТН или вообще избежать их. Как и кто именно это вправе делать, мы расскажем далее.Система «Платон»

Что такое транспортный налог

Транспортный налог – это обязательный налоговый платеж для большинства владельцев зарегистрированных транспортных средств, который взимается в соответствии с главой 28 Налогового кодекса (НК). Уплачивается он ежегодно как физическими, так и юридическими лицами. Освобождены от сбора лишь владельцы:

  • сельскохозяйственной техники;
  • автомобилей, оборудованных для инвалидов;
  • ТС, используемых в грузопассажирских перевозках;
  • некоторых других видов техники, указанных в ст. 358 НК.

ТН считается региональным сбором и остается в бюджете субъектов Федерации, которые вправе самостоятельно устанавливать по нему льготы, порядок и сроки уплаты и т. д. Физлицами ТН уплачивается раз в году, компаниями – в виде ежеквартальных авансовых платежей. В случае нарушения сроков и порядка его уплаты налогоплательщикам начисляется пеня и назначается штраф, а недоимка может быть взыскана через суд.

О системе «Платон»

Система «Платон» – это введенная Постановлением Правительства РФ № 504 от 14.06.2013 г. система взимания обязательных платежей с владельцев грузовых автомобилей с разрешенной массой более 12 тонн. Ее название образовано от словосочетания «плата за тонны». Назначение таких сборов – возмещение вреда, нанесенного грузовым транспортом автомобильным дорогам федерального значения. Размер платежей зависит от фактического пробега большегруза. Согласно Постановлению Правительства № 330 от 24.03.2017 г., это 1,9 рубля за 1 километр. Расчет обязательного платежа возможен двумя способами:

  • с помощью бортового устройства, которое посредством системы GPS или ГЛОНАСС может определить маршрут фуры и вычислить пройденный километраж;
  • посредством маршрутной карты – документа, формируемого на основании данных о предполагаемом маршруте владельца большегруза, который не оснащен бортовым устройством.

Для подключения к системе и получения бортового устройства автовладельцы должны пройти регистрацию в Центре информационной поддержки пользователей «Платон», в личном кабинете или терминалах самообслуживания.

Освобождены от обязанности возмещать нанесенный дорогам вред:

  • ТС для перевозки людей;
  • специальные ТС пожарной охраны, скорой помощи, военной инспекции, других аварийно-спасательных служб;
  • специальные ТС, перевозящие военную технику.

В случае передвижения по дорогам уклонившихся от уплаты ТН, в том числе следующих по неоговоренному в маршрутной карте пути, без такой карты или при наличии неисправного бортового устройства предусмотрена административная ответственность – согласно ст. 12.21.3 КоАП, на нарушителей может быть наложен штраф в размере 5–10 тысяч рублей.Связь транспортного налога и системы «Платон»

Связь транспортного налога и системы «Платон»

За время работы система «Платон» вызвала немало критики со стороны владельцев большегрузов. Уже действующий в стране транспортный налог и система «Платон» – аналогичные платежи, направляемые на содержание дорог. Единственное их отличие – статус: ТН – региональный, а «Платон» – федеральный. Конституционный суд же в своем постановлении определил, что компенсационные платежи по системе не имеют признаков налога, поэтому не дублируют ТН.

Тем не менее, чтобы избежать двойного налогообложения, законодатели пошли навстречу владельцам грузовых автомобилей и приняли ФЗ от 03.07.2016 № 249, который позволяет снизить налоговую нагрузку по ТН. Так, п. 2 ст. 363 НК теперь предусматривает уменьшение транспортного налога на сумму «Платона».

Величина транспортного налога может быть уменьшена на сумму, которую автовладелец вносит в систему «Платон» в течение года.

По сути, законодатель предоставил владельцам большегрузных авто налоговый вычет. Если же величина дорожного сбора окажется меньше суммы возмещения по системе «Платон», налогоплательщик вообще может не уплачивать ТН.

Чтобы получить налоговый вычет, следует обратиться в инспекцию ФНС по месту жительства:

  • с заявлением на предоставление вычета;
  • с документом, удостоверяющим личность налогоплательщика;
  • с бумагами на автомобиль, которые подтверждают право собственности налогоплательщика;
  • с документами, свидетельствующими о внесении платежей в «Платон» (согласно информационному письму Федеральной налоговой службы России от 09.01.2017 № БС-4-21/65@, для этих целей подходят отчеты, формируемые системой «Платон» автоматически).

Право на вычет возникает независимо от того, кто является налогоплательщиком – физлицо или организация. Однако для последних предусмотрен другой порядок оформления.

Освобождает ли «Платон» от авансовых платежей по ТН

По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 363 НК, компании-владельцы автомобилей обязаны вносить ТН в виде ежеквартальных авансовых платежей, рассчитывая их самостоятельно. Однако ФЗ от 03.07.2016 № 249 ввел в ч. 2 363 НК второй абзац, согласно которому юрлица – владельцы большегрузных авто – после регистрации этих ТС в системе «Платон» освобождаются от обязанности вносить авансовые платежи. Как и обычные граждане, они могут платить ТН один раз в год и целиком.

Препятствия для получения вычета

В отличие от ТН, который погашается владельцем транспортного средства, платежи по системе для большегрузных автомобилей должен вносить их фактический пользователь. Однако зачет сбора в «Платон» в транспортный налог возможен, когда и владельцем, и плательщиком в счет возмещения вреда автодорогам является одно лицо. В противном случае взаимозачет недопустим, что неоднократно подчеркивало Министерство финансов в своих разъяснениях.

Вывод

Транспортный налог и сбор в «Платон» – взаимосвязанные платежи, имеющие общую правовую основу. Именно поэтому в целях снижения налоговой нагрузки законодатель позволяет засчитывать внесенные владельцами большегрузов платежи в «Платон» в счет транспортного налога. Однако это возможно лишь в случаях, когда и владельцем, и эксплуатантом транспортного средства является одно лицо.

Транспортный налог. Система «Платон»: видео

Добавить комментарий

return browser; } })();