...

ДТП: трасологическая экспертиза

Время чтения: 5 минут

Чтобы выяснить, кто виноват в аварии, какое авто стало ее причиной, можно ли было избежать произошедшего, каков ущерб и так далее, проводится целый ряд проверок. Трасологическая экспертиза при ДТП является одним из важнейших элементов комплексного анализа событий. Она позволяет оценить характер происшествия и квалифицировать действия участников. На основании ее выводов по горячим следам определяется виновник.

Виды экспертиз после аварий

ДТП: трасологическая экспертизаВопросов для изучения аварии множество: условия, обстоятельства дорожно-транспортного происшествия (ДТП), состояние водителя, транспортного средства (ТС), дороги. Поэтому экспертиз может быть проведено несколько:

  1. Судебно-медицинская. Определяет тяжесть телесных повреждений и отвечает на вопросы медицинского характера.
  2. Автотовароведческая. Устанавливает имущественный ущерб.
  3. Автотехническая. Определяет состояние автотехники и обстоятельства совершения ДТП. Включает проверку:
    • технического состояния ТС;
    • механизма ДТП;
    • инженерно-психофизиологическую, оценивающую состояние водителя;
    • маркировки автотранспорта;
    • дорожно-транспортную, определяющую состояние дороги;
    • шин;
    • транспортно-трасологическую, позволяющую выяснить траектории и точки взаимодействия ТС.

Иногда назначается судебная экспертиза, но уже в рамках уголовного расследования.

Что такое трасологическая экспертиза

Важно разобраться, что это такое. В общем смысле трасология в переводе означает «наука о следах». Это один из подходов криминалистики, основанный на изучении закономерностей образования следов, отражающих механизм преступления, и их исследовании с целью выяснения важных для расследования обстоятельств.

Данная экспертиза может назначаться следственными, судебными органами или по ходатайству участников происшествия и заинтересованных лиц на любой стадии рассмотрения дела. Однако оптимальный вариант – проведение проверки в ходе дознания (предварительного расследования). Именно на этой стадии требуется установить виновника аварии.

После ДТП транспортно-трасологическое исследование проводится в рамках автотехнической экспертизы и предполагает изучение следов ТС, по которым выясняется направление движения, тип, марка ТС или его шин.

Это позволяет восстановить картину происшествия и выяснить его причины.

Объектом изучения становятся отделившиеся в ходе аварии детали, части/цы (осколки стёкол, пластика, элементов внешней и внутренней отделки, частицы краски и так далее). А также биологические следы, оставленные водителями, пешеходами, пассажирами и прочими участниками ДТП.

Решаемые задачи

Цели трасологии делятся на идентификационные (определение объекта, оставившего след) и диагностические (вывод, как образовался след). Исследование позволяет выяснить:

  • пригодность следов для точной идентификации;
  • последовательность, условия и механизм возникновения следов;
  • отождествление следов, оставленных одним объектом в разных местах;
  • свойства, признаки, состояние оставившего следы объекта;
  • причинно-следственную связь следов с происшествием и его последствиями.

Транспортно-трасологическая экспертиза изучает вещественные объекты (ТС, их детали, следы взаимодействия, колеса, части одежды пострадавших, фотоснимки с места происшествия). Задачами такого анализа являются:

  • Идентификация ТС, участвовавших в ДТП.
  • Определение механизма происшествия.

При этом исследования дают ответы на такие вопросы:

  • оставлены ли следы конкретным ТС;
  • составляет ли обнаруженный обломок единое целое с какой-то конкретной деталью ТС;
  • оставлены ли следы на ТС частями другого авто;
  • режим движения, место и угол столкновения;
  • взаимное положение участников в момент ДТП;
  • следы в результате удара;
  • последовательность возникновения следов (что появилось раньше, что позже);
  • механизме ДТП;
  • причина повреждения протектора покрышек ТС.

Виды трасологической экспертизы

Транспортная трасологическая экспертизаПо объекту и применяемым методикам трасологическая экспертиза подразделяется на такие разновидности:

  • гомеоскопическую, изучающую оставленные человеком следы (отпечатки пальцев, рук, ног, зубов, крови, обуви, одежды);
  • механоскопическую, исследующую следы орудий и механизмов, запорных и предохранительных устройств (пломб и замков);
  • изучающую следы животных;
  • транспортную, анализирующую следы различных видов транспорта.

Что требуется для исследования

Главная цель трасологического исследования заключается в определении причин и следствий происшествия. Основная задача эксперта – комплексный осмотр автомобиля с документированием всех обнаруженных следов. Специалисту необходима информация, позволяющая составить схему ДТП и заключение. Это документальные свидетельства и материалы с места происшествия. Итак, потребуются:

  • модель участка ДТП;
  • протокол осмотра, схема, акт осмотра и справка о происшествии;
  • фото- и видеоматериалы с места ДТП, включая данные видеорегистраторов;
  • участвовавшие в аварии ТС;
  • результаты анализа технического состояния машин;
  • объяснения всех участников аварии, даже их обувь и одежда.

Конкретный список определяет эксперт в каждом случае, исходя из оценки возможности решения поставленных перед ним задач. Поэтому представленный нами перечень может включать и другие материалы/документы.

Проведение трасологической экспертизы

Трасологическое исследование включает несколько этапов:

  1. Подготовительный, в ходе которого собираются материалы и документы.
  2. Ознакомление с имеющейся документацией.
  3. Работа на месте ДТП (фотосъемка, нахождение и замеры следов, поиск оставшихся частиц и материалов). Сразу стоит отметить, что трасологическая экспертиза после ДТП по фотографии (только по одному фото) не проводится. Все решается комплексно.
  4. Осмотр ТС.
  5. Детальный осмотр частей и агрегатов с частичной разборкой или без.
  6. Воссоздание картины произошедшего (компьютерное моделирование).
  7. Подготовка и передача заказчику заключения.

Во сколько обойдется экспертиза

Стоимость трасологической экспертизы будет определяться ситуацией и конкретной экспертной организацией. Чем больше объем работы, тем проверка дороже. Важную роль играют сроки. Если их устанавливает суд, графика приходится придерживаться, а за срочность – доплачивать.

Платит всегда заказчик, а окончательно расплачивается потом виновник, признанный судом.

Государство не регулирует тарифы на экспертные услуги. Цена устанавливается экспертными организациями и зависит от региона. В среднем по России стоимость быстрой экспертизы составляет 10-20 тыс. рублей. Если сроки не давят, а материалов достаточно, заказчику экспертиза обойдется примерно вдвое дешевле. Но может затянуться на месяц и дольше. Поэтому рекомендуется интересоваться, как, в какие сроки проводится экспертиза и сколько стоит.

Что содержится в заключении эксперта

Написание заключения экспертомЗаключение оформляется проводившим экспертизу специалистом или комиссией (в особо сложных случаях). Оно содержит три части:

  • Вводную, включающую сведения об эксперте, разъяснение ответственности за предоставление ложной информации, вопросы, на которые следует дать ответ, и перечень исходных данных.
  • Исследовательскую – с перечнем выполненных действий, исследований, подтвержденных инженерными расчетами, законами физики, механики. Здесь описываются порядок исследований, примененные методики, приводятся данные из справочников, ТУ и ГОСТ.
  • Заключительную, где сформулированы ответы на поставленные перед экспертизой вопросы.

Документ принимается страховыми компаниями, правоохранительными органами и судами.

Можно ли оспорить выводы трасологии

Свое несогласие с результатами проверки и заключением эксперта можно выразить в суде. Обжаловать разрешено любое решение, вывод или заключение. При этом необходимо предоставить доводы, которые должны быть изложены в иске. Поводом для обжалования могут послужить:

  • отсутствие, противоречивость или неоднозначность экспертных выводов;
  • превышение полномочий или нарушение законодательства экспертом;
  • неполнота информации (в заключении отмечены не все исследованные материалы) и ответов на поставленные вопросы (задача экспертизы не решена).

Понятно, что потребуется независимая трасологическая экспертиза.

Как суд решает споры по трасологии

Наша судебная система адекватно реагирует на человеческие ошибки, хотя и считает экспертизу неопровержимым доказательством. Если результаты повторного исследования будут отличаться, предыдущие в учет с большой долей вероятности приниматься не будут.

Ходатайство о назначении судебной трасологической экспертизы

При необходимости подать ходатайство можно на любом этапе рассмотрения дела о ДТП. Причем сделать это имеет право любой участник происшествия, его представитель (адвокат) или страховщик. Официальная просьба о назначении трасологической экспертизы, изложенная в свободной форме, подается на имя следователя или судьи.

В документе описывается событие, которому требуется дать экспертную оценку, дается ссылка на ст.79 Гражданского процессуального кодекса («Назначение экспертизы»), указывается наименование организации, которой заявитель доверяет проведение исследования, и перечисляются вопросы, на которые необходимо получить ответы. Также указывается, за чей счет будет проведена экспертиза. Пример такого ходатайства представлен ниже.

Ходатайство о назначении судебной трасологической экспертизы

Решение о назначении экспертизы примет судья, который сформирует окончательный список вопросов для эксперта и определит сроки проведения исследования.

Читать также: Какие экспертизы проводятся после ДТП: виды, сроки, стоимость

Заключение

В заключение сделаем несколько выводов по теме. Итак, трасологическая экспертиза:

  • проводится в рамках предварительного следствия и сразу дает ответ, кто виновник ДТП;
  • требует тщательной подготовки материалов и документов;
  • заказывается любым участником аварии;
  • может быть обжалована.

Трасологическая экспертиза при ДТП: Видео

[rBlock name=after_post return=1]
Добавить комментарий

Яндекс.Метрика Adblock
detector