Судебная практика по бесконтактным ДТП

Время чтения: 6 минут

В России с 2003 года введено обязательное страхование гражданской ответственности автомобилистов (ОСАГО). Однако, когда дело доходит до страховых выплат, компании-страховщики не слишком торопятся расставаться с деньгами, особенно если ДТП было бесконтактным, то есть столкновения с транспортом виновника аварии не произошло. Узнаем как решаются споры, если произошло бесконтактное ДТП: судебная практика и ее нюансы.

Классификация видов ДТП

Бесконтактное ДТПК дорожно-транспортным относятся происшествия на дорогах, в которых участвует хотя бы одно движущееся транспортное средство (ТС). Если ни одно ТС не двигалось, любое происшествие с транспортом к ДТП не относится.

Классификация дорожно-транспортных происшествий содержится в приложении 6 к инструкции по учету ДТП, введенной в действие Приказом №328 МВД РФ от 18.06.1996. Перечень ДТП включает:

  1. Столкновение. При этом происшествии сталкивается несколько транспортных средств.
  2. Опрокидывание – когда движущееся ТС опрокидывается.
  3. Наезды:
    • на стоящий транспорт – одно из транспортных средств стоит;
    • на препятствие – столкновение с неподвижным предметом, например, столбом.
    • на пешехода;
    • на велосипедиста;
    • на гужевой транспорт. Столкновение с транспортом, который двигают тягловые животные;
    • на животное. Любое животное, если оно не тянуло транспорт.
  4. Падение пассажира.
  5. Прочие виды дорожно-транспортных происшествий.

Из классификации видно, что интересующий нас вид дорожно-транспортного происшествия относится к прочим видам ДТП. Поговорим об этом подробнее.

Какое ДТП является бесконтактным

Всем известны случаи, когда действия одного из участников дорожного движения привели к повреждению транспорта, объектов инфраструктуры или ранению и гибели людей. При этом сами транспортные средства не столкнулись. Обычно такие происшествия происходят из-за нарушения правил маневрирования одним из водителей. Тогда другой участник движения, стремясь избежать столкновения, резко маневрирует и сталкивается с другими участниками движения, неподвижными объектами, вылетает с дороги или совершает наезд на людей и животных.

Именно такие происшествия, когда виноват водитель, непосредственно не участвовавший в повреждении транспорта, и называются бесконтактными. Так как транспортное средство виновника аварии в непосредственный контакт с другими машинами, окружающими предметами и людьми не вступало и обычно остается неповрежденным.

Какие действия должен предпринять водитель при бесконтактном ДТП

Выставить знак аварийной остановкиВне зависимости от контактного или бесконтактного характера происшествия, действия водителей при дорожно-транспортных происшествиях установлены Правилами дорожного движения и неизменны. В первоочередном порядке следует:

  1. Остановить транспортное средство или не двигаться с места, если транспорт стоял.
  2. Выставить знак аварийной остановки (не ближе 15 метров – в населенных пунктах и не ближе 30 – за городом).
  3. Проверить состояние других участников происшествия и принять меры для оказания помощи пострадавшим.
  4. Зафиксировать обстоятельства произошедшего происшествия. Хорошо, если в машине работал видеорегистратор. Используйте аудио и видеосъемку, они помогут в таком важном вопросе, как найти свидетелей.
  5. Сообщить о происшествии в ГИБДД и ожидать прибытия их сотрудников.
  6. Освобождить проезд. Выполнять это требование до прибытия сотрудников ГИБДД следует только в случае, когда движение полностью перекрыто. Если проезд остался, дождитесь полицейских.

Обратите внимание! Автомобиль виновника бесконтактного происшествия остается исправным. Иногда водитель даже не замечает, что стал участником происшествия. По этим причинам виновник часто пытается скрыться. Преследовать его не нужно. В этом случае вы сами покинете место ДТП и совершите правонарушение. Фиксируйте номер и приметы машины. В дальнейшем ее водителя разыщут сотрудники полиции.

Оформление бесконтактного происшествия

ГИБДД и ДТПВ настоящее время, если в дорожно-транспортном происшествии не пострадали люди и участники ДТП имеют одинаковое мнение о причинах, обстоятельствах и виновнике происшествия, разрешается оформлять ДТП на основании европротокола. Однако в случае с бесконтактным ДТП это делать не рекомендуется.

Причина в том, что страховая компания может заподозрить попытку мошенничества. Судите сами: машина виновника ДТП не пострадала, тем не менее он заявляет, что страховщик обязан оплатить ремонт другой разбитой машины. Обстоятельства выглядят крайне подозрительно.

Поэтому мы рекомендуем бесконтактные ДТП оформлять только в стандартном порядке с вызовом сотрудников ГИБДД и составлением справки о ДТП по результатам проведенных на месте происшествия экспертиз. Страховщики и так, скорее всего, будут стремиться избежать финансовых потерь. Не стоит облегчать им уклонение от выполнения обязательств. От составленных представителями правоохранительных органов документов отмахнуться значительно сложнее.

Куда и как звонить при ДТП.

Получение возмещения ущерба при бесконтактном ДТП по ОСАГО

Определенные проблемы при получении страховых выплат возникают почти всегда – страховщик теряет деньги. Однако возмещение по ОСАГО при бесконтактном ДТП еще более проблематично. По этому виду страхования платежи осуществляет страховая компания виновника происшествия в пользу пострадавшего или страховой компании пострадавшего, если он обратился за прямым возмещением ущерба. Страховщики часто пытаются найти различные отговорки. Они не признают факт происшествия ДТП либо отказывают в выплатах на основании того, что заявитель выбрал ненадлежащего плательщика.

Сразу отметим: прямое урегулирование, то есть получение возмещения от своей страховой компании, в случае с бесконтактным ДТП невозможно. Причины этого мы раскроем в следующем разделе нашей статьи.

Судебная практика по делам о бесконтактных ДТП

Судебная практикаСтраховые компании – это коммерческие предприятия, существующие на разницу между суммой собранных страховых премий и суммой произведенных выплат. Естественно, каждая выплата сокращает доходы страховщика. Поэтому, прежде чем заплатить, стражовщики тщательно изучают каждое происшествие. Если, как им кажется, они находят основания для отказа в производстве выплат, они именно так и поступают. Если во внесудебном порядке убедить компанию произвести возмещение ущерба не удалось, единственный способ добиться справедливости – обращение в суд.

Суды при принятии своих решений учитывают решения иных судов, вынесенных по аналогичным делам. То есть, если подобно дело уже рассматривалось и решение суда по нему осталось без изменений, то и решение по новому делу будет таким же. Именно поэтому важно изучение судебной практики. В рамках этой статьи нас интересует удебная практика по бесконтактному ДТП. Рассмотрим несколько случаев.

В начале статьи мы рассказали о том, что основной причиной бесконтактных ДТП является неправильное маневрирование виновника и, вследствие этого, резкое изменение направления движения пострадавшим. Но это не единственный случай бесконтактных ДТП.

Широкую известность получил случай, когда водитель автомобиля MAN, маневрируя, сбил ветку дерева, а та, в свою очередь, упала на припаркованный автомобиль Opel и повредила его. Страховая компания отказалась проводить выплаты, ссылаясь на то, что ДТП как такового не было, а владелец Opel виноват сам, так как не учел опасность от низко нависающей ветки.

Суд с доводами страховщика не согласился. В его решении сказано, что причиной падения ветки и повреждение легкового автомобиля стали маневры автомобиля MAN, а бесконтактный характер происшествия не может служить поводом для отказа в выплатах по ОСАГО.

Часто бесконтактные происшествия происходят при падении груза с транспортных средств. Водитель автомобиля МАЗ, некто Бабаев, плохо закрепил груз, в результате чего он упал и был поврежден автомобиль Volvo XC60. Страховщик не желал признавать этот случай ДТП и проводить выплаты. Суд постановил, что Бабаев нарушил требования п. 23.2 ПДД о том, что перед началом движения следует убедиться в качественном креплении груза и отсутствии опасности его падения. Соответственно, имело место ДТП и выплаты по ОСАГО должны быть проведены.

Теперь расскажем почему прямое возмещение ущерба в своей страховой компании при бесконтактном ДТП невозможно. По делу о бесконтактном происшествии по вине гражданки Ермоленко, которая неожиданно начала разворачиваться, в результате чего гражданин Сызранов резко выкрутил руль, вылетел с дороги, перевернулся и ударился машиной в дерево, суд первой инстанции принял решение в пользу пострадавшего по его иску к своей страховой компании из-за отказа проводить выплаты. Это решение было подтверждено и в апелляционной инстанции. Эти суды исходили из содержания п.3 ст.1079 ГК, устанавливающей, что взаимодействие при ДТП может быть не только физическим.

Однако Верховный суд России в исполнении исковых требований пострадавшего по этому делу отказал. Так как, в законе об ОСАГО четко указаны случаи, при которых производятся выплаты и там указано, что под взаимодействием понимается столкновение.

Обратите внимание! Отказ произошел потому, что пострадавший обратился с иском к ненадлежащему плательщику. Обращаться за возмещением ущерба следовало в страховую компанию виновника происшествия. То есть в случае с бесконтактным ДТП прямое возмещение невозможно.

Ответственность для виновников бесконтактных происшествий

Уголовная ответственностьДля того чтобы быть признанным виновным в чем-либо нужно обязательно нарушить закон. В случае в ДТП мы говорим о правилах дорожного движения. Соответственно, виновник бесконтактного ДТП несет не только материальную ответственность, но и другие виды ответственности за нарушение законодательства. В зависимости от тяжести последствий нарушения ответственность может наступить, как административная, так и уголовная.

Могут ли виновника такого ДТП лишить прав

Если нарушение правил дорожного движения, совершенное виновником бесконтактного ДТП, предусматривает возможность лишения права управлять транспортом, такое наказание может быть применено.

Наказание за оставление места происшествия

За оставление места ДТП российское законодательство предусматривает штраф в размере 1 тыс. рублей и лишение прав на срок от 1 года до полутора лет, а также административный арест на срок до 15 суток. Теоретически виновник происшествия может попытаться доказать в суде, что не знал о своем участии в происшествии, и избежать наказания. Однако шансы на это малы.

Заключение

Бесконтактное ДТП – это такое происшествие, при котором непосредственного соприкосновения транспорта виновника и пострадавшего не произошло. Однако это все равно ДТП, которое необходимо оформить соответствующим образом. За возмещением ущерба по ОСАГО следует обращаться в страховую компанию виновника происшествия.

Бесконтактное ДТП: Видео

[rBlock name=after_post return=1]
Добавить комментарий

Яндекс.Метрика Adblock
detector